Авиация Второй мировой

Home English

МДР-4 (МТБ-1)

Морской дальний разведчик

Туполев

МДР-4

Морской дальний разведчик МДР-4 происходит своими корнями к МДР-3, спроектированного в ЦКБ-39 морской бригадой Четверикова. В феврале 1933 года было принято решение о доработке МДР-3, что фактически превратилось в создание нового самолета, совместившего черты туполевских проектов и МДР-3, от которого сохранились лишь общие обводы лодки. Самолет стал трехмоторным (с двумя тянущими винтами и одним толкающим), со свободнонесущим крылом и однокилевым оперением.

Самолёт проектировался в вариантах дальнего разведчика, тяжёлого бомбардировщика и пассажирского самолёта на 14 мест. 8 апреля 1934 года новый гидросамолет поднялся в воздух. 16 апреля с первым экземпляром при взлете произошла катастрофа, унесшая жизни четырех человек.

Дальнейшие испытания велись на "дублере", втором опытном экземпляре, обозначенном АНТ-27бис. 29 октября "дублер" совершил свой первый полет. Заводские испытания шли до 8 марта 1935 г. С 7 апреля по 1 июня там же, в Севастополе, прошли государственные испытания. Они проводились по двум вариантам использования машины: дальний разведчик ДР-4 и морской тяжелый бомбардировщик МТБ-1, отличавшийся большим полетным весом (за счет бомб и оборудования). Во втором варианте летные данные, конечно, снизились. 23 сентября АНТ-27бис потерпел катастрофу вследствие отрыва полотняной обшивки, при катастрофе погибли 3 человека.

Несмотря на катастрофу было принято решение о серийном производстве, и в начале 1936 г. МДР-4 был официально принят на вооружение ВВС РККА.

Освоение в производстве МДР-4 шло с большим трудом и к новому 1937 году было выпущено только пять машин. В план 1937 г. постановлением СТО включили только 10 МДР-4. Столь малый заказ объяснялся тем, что планировалось приобрести лицензию в США на производство в СССР летающей лодки "Консолидейтед 28" (более известной, как "Каталина"), с которой МДР-4 конкурировать, безусловно, не мог.

Таганрогский завод № 31 действительно собрал в 1937 г. 10 туполевских самолетов. Если почти все машины выпуска 1936 г. оснащались моторами М-34Р, то теперь все-таки перешли на М-34РН. По крайней мере, один самолет получил еще более мощные М-34ФРН (форсированный). Пассажирский вариант АНТ-27 так и не появился.

Все произведенный самолеты поступили в ВВС Черноморского флота, но сколь-нибудь широкой эксплуатации их не было. В документах ВВС морской тяжелый бомбардировщик назывался МТБ-1. Летала на них только 124-я морская тяжелая эскадрилья, базировавшаяся в Севастополе. В ноябре 1937 г. появляется документ, предписывающий все МТБ-1 списать в течение следующего года по мере поступления новой техники (переход на ильюшинский поплавковый торпедоносец ДБ-ЗПТ). И хотя в серию ДБ-ЗПТ так и не пошел, летающие лодки Туполева, видимо, все же пустили на слом, ибо никаких упоминаний о них в последующие годы обнаружить не удалось.


МТБ-1
Экипаж 3
Геометрия
Длина самолета, м 21,9
Высота самолета, м 8,76
Размах крыла, м 39,15
Площадь крыла, м² 177,5
Массы, кг
пустого 10692
нормальная взлетная, кг 16386
Силовая установка
3×ПД М-34РН, л.с. 3×825
Лётные данные
Максимальная скорость над уровнем моря, км/ч 266
Крейсерская скорость, км/ч 196
Практический потолок, м 4300
Практическая дальность, км 2000

Вооружение. Носовая установка ТУР-8 с 7,62-мм пулеметами ШКАС с боекомплектом в 1500 патронов, кормовая и верхная турели с пулеметами ШКАС.

Возможны были следующие варианты бомбовой нагрузки: 2×1000 кг, 4×500 кг, 8×250 кг, 20×100 кг. Управление бомбометанием производилось электрическим бомбосбрасывателем ЭСБР-2 или аварийным механическим.

Фото Описание
Схема МДР-4 (АНТ-27)
МДР-4 (АНТ-27) в двух проекциях

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950 г.г." /В.Б. Шавров/
  • "Морской дальний разведчик МДР-4" /Авиация и Космонавтика/