МиГ-3 с АМ-38
Истребитель
ОКБ Микояна
МиГ-3 № 3595 с двигателем АМ-38, август 1941г.
Летом 1941 г. для обеспечения лучших летных характеристик истребителя МиГ-3 на малых высотах, на машине №3595 был установлен двигатель АМ-38 взлетной мощностью 1600 л.с. и винт АВ-5Л-110А. Самолет передали на заводские испытания в ЛИИ, где 31 июля состоялся первый полет. Ответственными за проведение испытаний, которые проходили в период с 1 по 12 августа, были назначены летчик-испытатель Ю.К.Станкевич и ведущий инженер К.Н.Мкртычан.
В виду большей мощности мотора АМ-38 (на 400 л.с. у земли) и более низкой границы высотности по сравнению с мотором АМ-35А, самолет МиГ-3 №3595 показал значительно лучшие летные данные до высоты 4000 м, особенно по максимальным скоростям. Истребитель испытывался в двух вариантах: в представленном заводом №1 и с изменениями, предложенными Главным конструктором (новая конструкция обтекателей на выхлопных патрубках, убранные бомбодержатели и система нейтрального газа). В первом варианте была достигнута скорость 582 км/ч на высоте 3400 м, во втором варианте - 592 км/ч.
Однако установка АМ-38 на самолете МиГ-3 с прежними водо- и маслорадиаторами вызвала повышение температурных режимов работы, что обеспечило нормальную эксплуатацию мотора при температуре наружного воздуха на земле не более +16°С. В связи с этим требовалось изменить систему охлаждения самолета.
Испытания показали, что истребитель МиГ-3 с мотором АМ-38, при условии доведения до нормы температурных режимов и устранения причин неудовлетворительной приемистости двигателя, может быть эффективно использован для борьбы с авиацией противника на высотах ниже 4000 м. При этом установка мотора АМ-38 не требовала существенных конструктивных переделок серийного самолета.
После испытаний в ЛИИ самолет МиГ-3 № 3595 вернули на завод № 1 для смены мотора и устранения дефектов, после чего его отправили на госиспытания в НИИ ВВС. Завершить полностью испытания на удалось из-за непостоянства наддува на всасывании. Кроме того, во время одного из полетов произошла деформация топливных баков. Совершив около 22 полетов, самолет 28 сентября вернули на завод для доработки, замены смятых баков и снятия летных характеристик. 4 октября полеты возобновились на ЛЭС завода №1. Однако 5 октября 1941 г. самолет МиГ-3 № 3595 во время определения скоростей по высотам и проверки скороподъемности потерпел катастрофу, в которой погиб летчик-испытатель Н.П.Баулин.
Как показало расследование, причиной случившегося стал воздушный бой, в результате которого МиГ-3 № 3595 перешел в пикирование, окончившееся катастрофой. Как рассказывали очевидцы, в районе катастрофы они видели второй самолет и слышали стрельбу в воздухе. Изучение останков МиГ-3 показало, что из пулеметов ШКАС было сделано 5-10 выстрелов, а из пулемета БС - 50-70 выстрелов. Это обстоятельство также свидетельствовало о боевом соприкосновении с самолетом противника. Непосредственной причиной катастрофы стало разрушение поврежденной в бою обшивки хвостовой части фюзеляжа с потерей хвостового оперения, в результате чего самолет потерял управление и перешел в неуправляемый штопор.
Между тем, из-за нехватки двигателей АМ-35А в некоторых частях ВВС самостоятельно производили установку моторов АМ-38 на самолеты МиГ-3. Так техническим составом 402 ИАП в ноябре 1941 г. в полевых условиях была проведена установка двигателей АМ-38 на два самолета. Испытания проводили командир полка майор К.А. Груздев и командир эскадрильи капитан Б.Г.Бородай. Во время одного из испытательных полетов К.А.Груздев на истребителе МиГ-3 № 4184 с установленным на нем мотором АМ-38 вступил в бой с бомбардировщиками противника и сбил два самолета.
|
МиГ-31 ГИ |
МиГ-32 №3262 |
МиГ-33 №3839 |
МиГ-34 №3943 |
МиГ-3 №3595 |
Геометрия |
Длина самолета, м |
8,25 |
8,25 |
8,25 |
8,25 |
8,25 |
Размах крыла, м |
10,20 |
10,20 |
10,20 |
10,20 |
10,20 |
Площадь крыла, м² |
17,44 |
17,44 |
17,44 |
17,44 |
17,44 |
Силовая установка |
Мотор |
АМ -35А |
АМ -35А |
АМ -35А |
АМ -35А |
АМ -38 |
Мощность, л.с. |
1350 |
1350 |
1350 |
1350 |
1600 |
Редукция |
0,902 |
0,902 |
0,732 |
0,732 |
0,732 |
Винт |
ВИШ -22Е |
ВИШ -22Е |
АВ-5Л -123 |
АВ-5Л -123 |
АВ-5Л -110А |
Массы, кг |
пустого |
|
|
|
|
2780 |
норм. взлетная |
3355 |
3285 |
3299 |
3299 |
3325 |
запас топлива |
463 |
335 |
335 |
335 |
330 |
Лётные данные |
Max V, км/ч |
у земли |
495 |
462 |
472 |
466 |
547 |
на высоте |
640 |
603 |
621 |
615 |
592 |
м |
7800 |
7800 |
7800 |
7800 |
3400 |
Время набора высоты 5000м, мин |
6,5 |
6,8 |
7,1 |
7,1 |
5,84/ 4000 |
Время набора высоты 8000м, мин |
10,28 |
11,4 |
12,4 |
12,4 |
- |
Время виража, сек/на высоте м |
25-25/ 4000 |
23/ 1000 |
|
22/ 1000 |
|
Практический потолок, м |
115005 |
10850 |
11500 |
11500 |
- |
Дальность полета, км/на высоте м |
820-857/ 7860 |
- |
- |
628/ 7250 |
- |
1 По результатам государственных испытаний серийных самолетов МиГ-3 №2107 и №2115.
2 Без предкрылков.
3 Без предкрылков.
4 С предкрылками. С винтом АВ-5Л-110 самолет показал максимальную скорость у земли 475 км/ч и на высоте 8100 м - 619 км/ч. Разбег и пробег составили 380 м и 415 м соответственно.
5 Полеты выше 8000 м не проводились из-за падения давления масла ниже допустимого.
 |
Истребитель МиГ-3 № 3595 с двигателем АМ-38
|
|