Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Бериев МБР-2 МБР-7 МДР-5 КОР-1 КОР-2 ЛЛ-143 Бе-8 Фото и схемы Гидросамолеты СССР Ш-2 Ш-7 МДР-2 МДР-4 МК-1 МДР-6 МТБ-2 САМ-11 СПЛ

МК-1 (АНТ-22)

Тяжёлая ударная летающая лодка

Туполев

МК-1

Двухлодочный гидросамолёт (морской крейсер) МК-1 (АНТ-22) - третья летающая лодка, спроектированная и построенная в ЦАГИ после АНТ-8 (МДР-2) - 1930 - и АНТ-27 (МДР-4) - 1934 года постройки.

В июле 1931 г. Управление ВВС сообщило ЦАГИ технические требования к "морскому крейсеру", способному поднимать до 6000 кг бомб, иметь максимальную скорость 300 км/ч и радиус действия 1000 км, нести мощное стрелково-артиллерийское вооружение из четырех-пяти оборонительных, пулеметов и двух-трех малокалиберных автоматических пушек. В конечном итоге для "морского крейсера" была выбрана схема цельнометаллического двухлодочного гидросамолета-катамарана.

Конструкция МК-1 полностью металлическая, используемая ЦАГИ в других конструкциях: силовой набор из стальных трубчатых элементов, подкрепляющий набор из дюралюминиевых профилей, обшивка крыла и оперения гофрированная.

Крыло четырехлонжеронное, свободнонесущее большого удлинения. Лодки, имевшие максимальную ширину по 2,5 м, обеспечивали самолету не только требуемую мореходность, но и отличную поперечную остойчивость, благодаря образованной ими "колее" шириной 15 м. Вертикальное хвостовое оперение является продолжением корпусов лодок. В нижней части соединяется узким неподвижным стабилизатором, в верхней - подвижным стабилизатором, обшитым полотном.

В верхней части центроплана, на специальных пилонах (в плоскости продольной оси центроплана и оси каждой лодки) расположены три тандемных установки двигателей М-34. Воздушные винты деревянные, двухлопастные, одинакового диаметра - 4,2 м. Шаг тянущих винтов 3,35 м, шаг толкающих несколько больше - 3,96 м. Общая мощность силовой установки согласно отчета по испытаниям 4950 л.с. (6 × 825 л. с.). Топливо в четырех бензобаках общей емкостью 9500 литров, масла 1530 литров.

Летный экипаж состоял из 4-х человек (весь экипаж 10-12 человек): двух летчиков, командира корабля и штурмана. Рабочие места штурмана, двух летчиков и бортмеханика оборудовались в центральной гондоле, укрепленной на центроплане крыла по оси симметрии и выступавшей за его переднюю кромку.

МК-1 (АНТ-22)
Экипаж 10-12
Геометрия
Длина самолета, м 24,10
Высота самолета, м 6,36
Размах крыла, м 51,60
Площадь крыла, м² 304,5
Массы, кг
пустого 22340
нормальная взлетная, кг 33560
Силовая установка
6×ПД М-34Р, л.с. 6×830
Лётные данные
Максимальная скорость над уровнем моря, км/ч 205
Максимальная скорость на высоте, км/ч 223
Максимальная скороподъемность, м/мин 48
Практический потолок, м 2250
Практическая дальность, км 1300

Вооружение. Пулемёт ШКАС, 20-мм пушка, 7,62-мм пулемёт ДА-2, 20-мм пушка Эрликон, 7,62-мм пулемёт ШКАС, пулемёт ДА-2, 600 снарядов, 14 000 патронов, до 6 000 кг бомб или 4-х авиационных торпед общей массой до 4 800 кг, кассетные держатели для 32 бомб массой по 100 кг, 6 бомб массой по 1000 кг, или 4 торпеды массой по 1 200 кг

Постройка морского крейсера велась во вновь построенном заводе опытных конструкций ЗОК ЦАГИ (будущий авиазавод № 156), в центре Москвы на берегу Яузы. В начале 1934 г. здесь закончили изготовление МДР-4 (АНТ-27), а к середине года МК-1. 15 апреля 1934 г., при попытке первого взлета МДР-4 потерпел катастрофу, поэтому подготовка к испытаниям МК-1 велась особенно тщательно.

Заводские испытания МК-1 начались 8 августа 1934 г., продолжились до 8 мая 1935 г. и признаны в общем успешными. В части летных ощущений значилось: "Управляемость самолета при различных комбинациях работы моторов следует признать хорошей". Однако такой самолет не мог был принят на вооружение по причинам исключительно практического использования. Для его обслуживания требовалось большое количество технических средств и наземного персонала. Подготовка к полету и само его обеспечение оказались слишком сложными и долговременными. Для боевого самолета такие показатели не могли быть допустимыми, и решение о его дальнейшем развитии не было принято.

МК-1 летал до 1937 г. 8 декабря 1936 г. на опытном самолете MK-1 с шестью двигателями М-34Р летчиками Рябенко и Ильинским был установлен мировой рекорд грузоподъемности для гидросамолетов - поднятие груза массой 10 т на высоту 1942 м. По некоторым данным в других полетах, не зарегистрированных как мировое достижение, на нем поднимался груз в 13 000 кг.

Фото Описание

Схема МК-1

МК-1 в полете

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950 г.г." /В.Б. Шавров/
  • "Черноморский гигант" /Полигон. Михаил Маслов, Вадим Егоров/
Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Прочие Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-