Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  English
Самолёты Ар-2 БШ-1 Г-27 Гу-82 ДБ-ЛК ДИ-6 К-12 Ли-2 И-21 И-28 И-110 ОПБ Пегас Р-10 (ХАИ-5) С (Спарка) САМ-13 СК-2 Та-3 Ш-Тандем Ще-2 Фото и схемы Боевое применение Р-10 Ли-2 СССР

НВ-2

Учебно-тренировочный самолет

Никитин

НВ-2

Одним из наиболее удачных был созданный им одноместный тренировочный самолет НВ-2. Этот низкоплан деревянной конструкции, с шасси, убираемым в обтекатели под крылом, построили в 1935 году в основном студенты Московского авиатехникума на средства, выделенные Осоавиахимом. На НВ-2 летали многие летчики-инструкторы московских аэроклубов. Самолет (вес пустого 385 кг, взлетный - 750 кг) с двигателем М-11 развивал скорость до 230 км/час и поднимался на высоту 5800 м.

Как и все другие самолеты В. В. Никитина, моноплан НВ-2 отличался хорошей отделкой и внешне напоминал истребитель И-16. Его фюзеляж типа монокок был выклеен из шпона и обтянут полотном. Крыло площадью 11 квадратных метров неразъемное, деревянное, обшитое фанерой и также оклеенное полотном.

Удачную схему НВ-2 конструктор использовал затем для учебно-тренировочных самолетов НВ-2-бис и УТИ-5 с двигателем МГ-31 в 300 л. с. Следует отметить, что в испытаниях УТИ-5 принимали участие пилоты-инструкторы аэроклубов.

УТИ-5 (НВ-2 бис - МГ-31) - тот же НВ-2, но соответственно усиленный под двигатель МГ-31. Выполнен был самолет очень чисто и лучше, чем серийный И-16, на который он очень походил по внешнему виду. Выпущен он был по заказу УВВС и испытан летчиками НИИ ВВС, ГВФ и Осоавиахима (расширенные заводские испытания). Всего на нем летало до 40 летчиков. Было признано, что самолет хорош и соответствуют своему назначению как учебно-тренировочный истребитель, тем более, что на нем был синхронный пулемет ШКАС с 250 патронами. ВВС заказали серию в 20 самолетов, которая не была закончена.

Характеристики НВ-2
Экипаж 1
Геометрия
Длина самолета, м 6,15
Размах крыла, м 8,60
Площадь крыла, м² 11,00
Высота, м 2,14
Массы
пустого 385
взлетная максимальная 750
Силовая установка
Двигатель 1 × ПД М-11
Взлетная мощность, л.с. 1 × 100
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 205
Практический потолок, м 5800
Практическая дальность, км 320

НВ-6

Учебно-тренировочный самолет

НВ-6

К концу 30-х годов прошлого века развитие авиации достигло уже такого уровня, что для подготовки пилотов стало недостаточно простых двухместных учебных машин, способных выполнять ограниченное число фигур пилотажа. Возникла потребность в так называемых учебно-тренировочных истребителях - машинах, предназначенных для отработки фигур высшего пилотажа молодыми пилотами и участия в весьма популярных в то время авиационных соревнованиях.

Созданием таких машин занялись авиационные КБ А.С.Яковлева и В.К.Грибовского. Свой вариант подобной машины предложил и талантливый конструктор Василий Васильевич Никитин. Самолет НВ-6 (УТИ-6) разрабатывался на средства Осоавиахима в Московском авиационном техникуме.

Машина была выполнена по схеме компактного биплана, в котором элероны были лишь на нижнем крыле, а верхнее крыло было стреловидным (80 градусов по кромке) и немного превосходило по размаху нижнее. Конструкция смешанная. Фюзеляж с каркасом из труб ХМА, крылья - дерево с полотном, оперение - дуралюмин с полотном. Шасси - свободнонесущие стойки с баллонными колесами в обтекателях. Самолет построен с использованием центральной части фюзеляжа и крыла от НВ-1, которое вошло как нижнее крыло в бипланную коробку НВ-6.

Двигатель МГ-11Ф мощностью 165 л.с. имел специальный карбюратор конструкции М. А. Коссова для перевернутого полета. При взлетном весе в 750 кг самолет имел высокую энерговооруженность, достаточную для выполнения любых фигур высшего пилотажа. Этому способствовал и высокий запас прочности, максимальная эксплуатационная перегрузка составляла девять единиц.

НВ-6 был построен в ОКБ-30 в 1939 г., но для него не было двигателя, который поставили лишь в декабре 1940 г., после чего В.В.Никитиным и В.В.Шевченко был выполнен ряд испытательных полетов. Самолет показал вполне хорошие летные данные, однако из-за отсутствия статических испытаний ЦАГИ не давал разрешения на официальные полеты, и испытания затянулось до самой войны, когда уже не было возможности заниматься этим весьма интересным самолетом.

Характеристики НВ-6
Экипаж 1
Геометрия
Длина самолета, м 5,80
Размах крыла, м 7,00
Площадь крыла, м² 14,00
Массы
пустого 560
взлетная максимальная 750
Силовая установка
Двигатель 1 × ПД МГ-11Ф
Взлетная мощность, л.с. 1 × 165
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 270
Крейсерская скорость, км/ч 230
Практический потолок, м 4500
Продолжительность полета ч.мин 2.30
Фото Описание
Схема НВ-6 (УТИ)

Схема НВ-6 (УТИ)

Более десяти лет проработал Василий Васильевич Никитин (1901-1955) в конструкторских бюро Д.П.Григоровича и Н.Н.Поликарпова. Накопленный опыт в дальнейшем позволил ему создать до полутора десятков оригинальных легких самолетов. Без отрыва от основной работы он научился летать и почти все свои машины сам испытывал в воздухе.

В годы Великой Отечественной войны В.В.Никитин работал главным инженером, затем главным технологом ремонтных авиационных предприятий, а в последние годы жизни - заместителем главного конструктора вертолетов Н. И. Камова.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • журнал "М-Хобби" Возлушный акробат /Александр Гришин/
  • "Самолеты страны Советов" /Б.Л. Симаков/
Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Опытные Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-