Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Петляков ВИ-100 Пе-2 Пе-2 Пе-2 M-82 Пе-2Р Пе-2 1945г ДВБ-102 Пе-2И Пе-3 Пе-8 Пе-8 М-82 Пе-8 «ОН» Фото и схемы Боевое применение Документы штаба Пе-2 Пе-3 Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 РТЭ и РЛЭ Пе-2 1945

Пе-2И

Пикирующий бомбардировщик

ОКБ Мясищева

Пе-2И

Пе-2И — опытный двухместный дневной пикирующий бомбардировщик. Официальные тактико-технические требования ВВС к скоростному пикирующему бомбардировщику на 1944 г предусматривали при его дальности полета до 1500 км бомбовую нагрузку до 2500 кг и «возможность выполнения боевого задания группами бомбардировщиков при отсутствии истребительного прикрытия в условиях активного противодействия истребителей противника». Наиболее ярким представителем этой тенденции являлся английский бомбардировщик «Москито», вообще лишенный оборонительного вооружения. Однако Мясищев, предвидя отрицательное отношение руководства советских ВВС к идее невооруженного бомбардировщика, полностью отказаться от оборонительного вооружения не решился. В связи с этим Владимир Михайлович решил оставить на новом варианте пикировщика две огневые установки: неподвижную у летчика и штурманскую дистанционно управляемую в хвостовом коке машины. Благо, что многолетние работы по ДЭУ (дистанционная электрифицированная установка) подходили к завершению.

Конструктивно Пе-2И представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан со средним расположением крыла, площадь которого была увеличена на 1,2 м² (в основном за счет наплывов в передней части центроплана). Конструкция отъёмных частей крыла почти не отличалась от серийно выпускавшихся и не требовала серьезных переделок стендов и технологического оборудования. В мотогондолах устанавливались двигатели ВК-107А, развивавшие мощность 1500л. с. на высоте 4500 м. По сравнению с Пе-2Ф моторы сместили вперед на 200 мм. Винты поставили трехлопастные, типа ВИШ-107ТЛ5, диаметром 3,1 м. Индивидуальные выхлопные патрубки моторов размещались в четыре ряда - два ряда сверху и по одному на боковых поверхностях капотов. Пятнадцать бензобаков вмещали максимально 1844 литров топлива, что позволило увеличить практическую дальность до 2275 км. Смещение крыла нового профиля в среднее положение и увеличение фюзеляжа (на 1 м в длину и на 300 мм в ширину) позволили разместить в бомбоотсеке ФАБ-1000М43 (с подрезанным стабилизатором). Шасси самолета выполнялось по типу Пе-2, но при прежних размерах колес стойки ООШ усилили с учетом увеличившегося взлётного веса.

Пе-2И

Стабилизатор, как и на обычных «пешках», выполнялся подвижным. Тормозных решеток и автомата пикирования опытный Пе-2И не имел. Пятнадцать бензобаков вмещали максимально 1844 кг горючего и размещались в центроплане, консолях, средней части фюзеляжа и мотогондолах. Все баки были протектированы. Маслобаки емкостью 160 л находились в мотогондолах. Водяные радиаторы были смонтированы в носке центроплана, а маслорадиаторы и всасывающие патрубки - в носках консолей. В отличие от серийных Пе-2, выход воздуха из тоннелей радиаторов осуществлялся вниз, под крыло. На выходе из тоннелей устанавливались заслонки с электромеханическим управлением, обеспечивавшие эффективное регулирование температуры воды (жалюзи на серийных «пешках» работали неважно). Самолет имел систему нейтрального газа.

Экипаж самолета состоял из двух человек - летчика и штурмана. Фонарь кабины хорошо обтекаемой формы обеспечивал пилоту удобную посадку и отличный обзор. Неподвижная пушка УБ-20 (на опытных машинах вместо нее был сохранен пулемет УБК калибра 12,7 мм) размещалась под сидением летчика, что исключало его ослепление при ночной стрельбе - пламя от выстрелов закрывал нос самолета. Дистанционно управляемый пулемет УБК устанавливался в хвостовом коке и обеспечивал углы обстрела вверх - 18°, вниз - 12° и влево-вправо - по 16°. Его патронный ящик вмещал ленту со 100 патронами. Электромеханическая система обеспечивала отслеживание стволом пулемета прицельной линии. Хотя углы обстрела подвижной установки были сравнительно невелики, но с учетом большой скорости полета бомбардировщика они, по расчетам, обеспечивали удовлетворительную защиту сзади. При догоне истребитель противника мог пристроиться для атаки в относительно небольшом угловом секторе. Однако военные специалисты скептически отнеслись к расчётным оценкам и предпочли подождать результатов воздушных боев с трофейными немецкими истребителями.

Защита экипажа самолета от огня противника включала бронеспинку, заголовник и бронированное сидение летчика, а также две вертикальные плиты, прикрывавшие штурмана, то есть радикально не отличалась от примененной на серийном Пе-2. Дополнительные оборонительные возможности обеспечивали два держателя авиационных гранат ДАГ-10, доказавших на фронте свою эффективность.

Характеристики Пе-2И
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 17,18
Площадь крыла, м² 40,50
Длина самолета, м 13,78
Высота самолета, м 3,95
Силовая установка
2 × ПД ВК-107А, взлётной мощностью, л. с. 2 × 1650
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 7014
Нормальная взлетная, кг 8983
Максимальная взлетная, кг 9928
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/час 556
Максимальная скорость на высоте, км/час 656
Практический потолок, м 9350
Практическая дальность, км 2275
Вооружение
2 × 12,7-мм пулемета УБК, бомб, кг 1500

В конце мая 1944 г. ГКО принял постановление № 5947, в соответствии с которым заводу №22 поручалось изготовить малую серию (5 машин) Пе-2И к 15 октября 1944 г. Однако это постановление не было выполнено. Основными причинами являлись, во-первых, нежелание руководства НКАП и завода сокращать объемы выпуска обычных Пе-2 и, во-вторых, трудности с освоением серийного производства моторов ВК-107А, которые прежде всего предназначались для истребителей Як-9У.

В январе 1944 г. приказом НКАП № 22 была задана постройка третьего экземпляра Пе-2И в варианте тяжелого истребителя. Предусматривалось применение весьма мощного наступательного вооружения: в подфюзеляжной батарее планировали установить две пушки НС-45 с запасом по 45 снарядов на ствол. В ноябре 1944 г. пушечный лафет и стенд для отладки всей установки были изготовлены и отправлены в Москву на завод № 482. Главный конструктор принял решение не строить третий опытный самолет, а смонтировать батарею на головном серийном Пе-2И. Однако сразу после изготовления эта машина стала объектом придирчивого внимания военпредов завода № 22, которые выявили на ней массу дефектов и потребовали их устранения. Ни один из выпущенных Пе-2И не был доведен до боеготового состояния вплоть до июня 1945 г. и не был оплачен ВВС, поэтому все дальнейшие работы по истребительному варианту постепенно зашли в тупик.

Фото Описание
Схема Пе-2И

Схема Пе-2И

ДИС
ОКБ Мясищева

ДИС. Весной 1945 г. в ОКБ завода № 482 было начато проектирование дальнего истребителя сопровождения (ДИС) на основе недавно испытанного пикирующего бомбардировщика Пе-2И. Отметим, что оба пилота, летчик и штурман находились в одной кабине и сидели спиной к спине с возможностью разворота последнего.

Вооружение. Характерной чертой этого самолета было очень мощное наступательное вооружение. В носовой части фюзеляжа были установлены две (одна) пушки Б-20, закрепленные в неподвижном положении, а снизу корпуса, в утолщении, сделанном еще на Пе-2И для подвески выступающей однотонной бомбы, были установлены еще две пушки калибра 37 мм, или 45 мм и даже два орудия по 57 мм. Для боезапаса, соответственно по 250 снарядов, по 200 снарядов и, наконец, по 175 снарядов было определено вполне достаточно места в корпусе самолета. Масса секундного залпа составляла от 12,3 кг до 17,8 кг. У штурмана на турели была установлена еще одна короткоствольная пушка М.Е. Березина БТ-20 для защиты с задней полусферы.

Компоновочная схема ДИС

Конструкция цельнометаллическая, как и у всех предыдущих "Пешек", особенно как у Пе-2И. Нововведениями были противообледенители на всех важных агрегатах самолета. За счет законцовок был несколько увеличен размах крыла. Двигатели были установлены на прежних местах, но с радикально измененной системой охлаждения. Так, водорадиаторы были помещены в развитом центроплане крыла. Маслорадиаторы вместе с воздухозаборниками карбюраторов были разнесены по наружным сторонам двигателей до пределов, ограниченных воздушными винтами. Двигатели ВК-107, отличались от ВК-105 двумя верхними рядами выхлопных патрубков. Четыре ряда выхлопов потребовались мотористам из-за чрезвычайного повышения температурных режимов работы ВК-107 по сравнению с двигателем ВК-105.

ИстребителиПе-2ИДИС
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 17,18 18,11
Длина, м 13,78 13,795
Высота, м 3,95
Площадь крыла, м² 40,50 43,80
Масса
Пустого, кг 7014 7300
Нормальная взлётная, кг 8983 9850
Максимальная взлётная, кг 9928 11700
Силовая установка
2 × ПД ВК-107А, взлётной мощностью, л. с. 2 × 1650 2 × 1550
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 556 531
Максимальная скорость на высоте, км/ч 656 627
Практический потолок, м 9350 9600
Практическая дальность, км 2275 1700

Постройка самолета началась 15 июля и завершилась ко 2 ноября 1945 г. Везде прослеживалось перевыполнение плановых заданий, а упрощенная технология сборки способствовала ускорению монтажных и сборочных работ во всех цехах строящегося предприятия. Напомним, что В.М.Мясищев был эвакуирован в Казань в 1942 г. и сменил там главного конструктора А.И. Путилова, который занимался серией Пе-2. После гибели В.М. Петлякова его место временно занимал А.М. Изаксон, продолжая вести серию пикировщика. Когда же он перестал справляться с бешенным темпом работы, его сняли с должности и назначили очередным преемником Петлякова А.И. Путилова, которого всеми правдами и неправдами перевел к себе А.Н. Туполев, порекомендовав на его место Мясищева. Из Казани, где на 22 заводе Мясищеву все-таки удалось добиться требуемых показателей в выпуске "Пешек", его ОКБ было реэвакуировано в Москву, где конструкторам и производственникам была выделена небольшая территория бывшего завода № 133. Этот огороженный пятачок на Ходынке и получил наименование завод № 482. Проектирование, макетные работы и постройка будущих самолетов Мясищева начались параллельно с отстройкой новых добротных корпусов, предназначенных для ОКБ, лабораторий, цехов и других заводских служб.

Известно, что доводкой моторов М-107 на своем самолете И-110 в шараге завода № 288 г. Омска занимался Д.Л. Томашевич. К 1944 г. ему это удалось сделать за счет мощных масло и водорадиаторных групп. Тогда и пошли моторы этого типа на опытные Пешки...

В конце 1945 г. мясищевский ДИС поступил на лётные испытания, однако окончание войны и переход на реактивную технику определили судьбу самолета, оставшегося в единственном экземпляре.

Фото Описание

Схема ДИС Мясищева

Макет ДИС 2ВК-107А

Источники

  • Эволюция Пе-2 /Владимир Котельников./
  • Пикирующий бомбардировщик Пе-2 /Александр Медведь, Дмитрий Хазанов./
  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • Самолеты Мира. Тяжелые истребители Второй Мировой войны /Авиационный сборник/
  • ДИС-2ВК-107А (ВМ-14) /Ивнамин Султанов/
Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Прочие Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-