Пе-8 М-82
Дальний тяжелый бомбардировщик
ОКБ Петлякова
Отказ от производства двигателей АМ-35А в пользу АМ-38 вынудил Незваля еще осенью 1941 года приступить к первым работам по переводу своей машины на новый тип двигателей. Для ускорения работ решено было взять с минимальными доработками силовую установку, разработанную для Су-2 М-82. ОКБ в короткое время проделало всю необходимую работу по установке на Пе-8 новые двигатели. От Су-2 были использованы узлы подвески двигателя, его капотирование система охлаждения и выхлопа. В производстве были изготовлены необходимая оснастка для сварки моторных рам и для изготовления элементов и сборки капотов.
Испытания Пе-8 4×М-82 проводились совместно с АДД с 3 апреля по 24 октября 1942 года. Первые полеты с новыми двигателями, установленными на ТБ 7 № 42047, показали приемлемые результаты. Поведение первого Пе-8 4 М-82 ничем не отличалось от остальных машин. Ожидаемого прироста скорости на второй скорости нагнетателя получить не удалось, на этом режиме М-82 работал очень неустойчиво. Для решения вопросов с новой силовой установкой со стороны ЛИИ, который также в годы войны находился в Казани, к ОКБ был прикреплен Главный конструктор С.К. Туманский, который оказывал большую помощь в решении многих проблем с М-82. Однако достигнутые скорости посчитали достаточными, сделав упор на достижении как можно большей дальности полета.
По результатам испытаний самолет был запущен в серию. До конца года завод выпустил еще один Пе-8 с М-82 (на фоне трех с М-30 и 15 с АМ-35А), а в следующих 1943 и 1944 годах все Пе-8 строились и сдавались в части только с двигателями типа М-82. 8 апреля 1943 года Пе-8 4М-82 № 42049 был принят АДД как эталон 1943 года. Первый серийный Пе-8 № 42058 поступил на вооружение 746 авиационного полка в январе 1943 года. Всего за 1943 год завод № 22 выпустил 18 Пе-8, и все они были с М-82. Хотя испытания прошли с массой замечаний, окончательно доводить силовую установку пришлось уже в серии.
На рубеже 1942 и 1943 годов носовая стрелковая башенную установку под два ШКАС типа НЭБ была заменена на более легкую и аэродинамически более обтекаемую и простую с одним крупнокалиберным пулеметом УБТ по примеру установки, применяемой на Ер-2. В ОКБ была спроектирована и в короткий срок построена новая, весьма компактная и легкая установка с хорошими углами обстрела, снабженная весовой компенсацией и с лучшей герметизацией кабины стрелка.
Основываясь на опыте двух лет войны перекомпоновали кабину штурмана. С учетом того, что, в основном, бомбежки проводили в ночное время, ОКБ по требованию военных установило на Пе-8 дополнительный ночной коллиматорный прицел НКБП-4, позволяющий в боевой обстановке быстро находить цель ночью. На прицел ПС-1 в то время постоянно приходили нарекания со стороны летного состава. Учитывая это, ОКБ заменило ПС-1 на более простой ОПБ-2У, а затем на ОПБ-1Р. Все это внедрили в 1943 году на серийных Пе-8 с М-82.
|