Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Ар-2 Гу-82 ДБ-ЛК ДИ-6 К-12 Ли-2 И-21 И-28 ОПБ Пегас Р-10 (ХАИ-5) С (Спарка) СК-2 Та-3 Ш-Тандем Ще-2 Фото и схемы Боевое применение Р-10 Ли-2 СССР

Р-10 (ХАИ-5)
Многоцелевой разведчик
ОКБ Немана

Р-10 (ХАИ-5)

Р-10 (ХАИ-5) — многоцелевой разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик, созданный в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана в 1936 году. Конструктивно представлял собой одномоторный цельнодеревянный свободнонесущий низкоплан, выполненный по классической аэродинамической схеме. Экипаж самолета состоял из двух человек: летчика и штурмана.

Фюзеляж - монокок, выклеенный из пяти и более слоев шпона толщиной 0,5 мм. Центроплан крыла - одно целое с фюзеляжем. В фюзеляже, за первым шпангоутом располагалась кабина летчика, закрывающаяся прозрачным фонарем, состоящим из неподвижного козырька и сдвигаемой назад крышки. В фюзеляже за кабиной летчика располагались топливные баки: основной и верхний (в гаргроте), а за ними - бомбовая нагрузка. Бомбы размещаются горизонтально в двух (левом и правом) бомбоотсеках, каждый из которых снизу закрывался продольной створкой. Далее находилась кабина второго члена экипажа - штурмана, который выполнял также функции наблюдателя, бомбардира, радиста и стрелка. Кабина сверху закрывалась прозрачным куполом пулеметной турели МВ-3.

Крыло - двухлонжеронной конструкции, состоит из прямоугольного центроплана и двух отъемных консолей трапециевидной формы в плане. Передняя кромка консоли - стреловидная, задняя - прямая. Обшивка крыла - фанера толщиной 1,5-2 мм. Вдоль всей задней кромки крыла располагаются двухсекционные щитки-закрылки типа Шренк и элероны. Щитки - дюралюминиевые, с угом отклонения - 45°. Элероны имели металлический каркас и полотняную обшивку.

Силовая установка - поршневой двигатель воздушного охлаждения М-25В с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага ВИШ-6. Двигатель представлял собой 9-цилиндровую однорядную "звезду" при взлетной мощности - 730 л.с. (при 2200 об/мин).

Шасси самолета трехопорное с хвостовым колесом. Основные опоры в полете убирались в центроплан крыла, поворачиваясь к оси самолета. Каждая основная опора представляла собой амортстойку с подкосом, на которой устанавливалось тормозное колесо размером 800 × 200 мм. Хвостовое колесо размером 300 × 125 мм, в полете не убиралось.

Вооружение. Стрелковое вооружение состояло из трех пулеметов ШКАС калибром 7,62 мм: двух неподвижных, установленных в консолях крыла (боезапас - 450 патронов), и одного на оборонительной турели МВ-3 (600 патронов). Огонь из крыльевых пулеметов вел летчик, используя оптический прицел ОП-1.

Нормальная бомбовая нагрузка - 300 кг (6 бомб ФАБ-50), в перегрузочном варианте - до 400 кг. Бомбы крепились внутри фюзеляжа на двух кассетных бомбодержателях. Сброс производился посредством электробомбосбрасывателя ЭСБР-3. Для прицельного бомбометания в кабине штурмана установливался прицел ОПБ-1.

Характеристики Р-10)
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 12,20
Площадь крыла, м² 26,80
Длина самолета, м 9,40
Силовая установка
1 × ПД М-25В, мощностью л.с. 1 × 730
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 2197
Нормальная взлетная, кг 2877
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/час 340
Максимальная скорость на высоте, км/час 370
Практический потолок, м 6700
Практическая дальность, м 1300
Вооружение
3 × 7,62-мм пулемета ШКАС, бомб на подвеске, кг
(в перегрузе)
300
(до 400)

Максимально доведенный в производстве Р-10М-25В No. 2/14 показал лучшие летные данные из всех испытанных машин. Его скорость у земли достигала 342 км/ч, а на высоте 5000 м - 379 км/ч. Однако по результатам испытаний сделали неутешительный вывод: характеристики самолета с двигателем М-25В не соответствуют требованиям 1939 года, и в будущем он может быть использован только для учебно-боевой подготовки. Самолет Р-10М-25В строился на заводе No. 135 до конца сентября 1939-го. Всего в тот год сдали 230 машин. Из них в ВВС передали 205 самолетов и в авиацию ВМФ - 21. В конце апреля 1939-го все конструкторские работы по Р-10 свернули. Главным конструктором завода No. 135 назначили П.О. Сухого.

Р-10М-25В выпускал и Саратовский авиазавод No. 292. Запуск машины проходил трудно, одновременно со становлением всего авиационного производства и подготовкой специалистов для сборочно-монтажных работ. Первую серию из 10 самолетов, собранных из агрегатов, присланных из Харькова, построили в начале 1938-го. До прекращения производства самолетов этого типа в начале 1940 года завод выпустил 135 серийных машин. Всего авиазаводы Харькова и Саратова построили 493 серийных Р-10 с двигателями М-52А и М-25В. С 1936 по 1940 годы в большой серии выпущено 493 машины. Производился в Харькове и в Саратове (с 1937 г.). Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА конца 1930-х и начала 1940-х годов начиная с Халхин-Гола летом 1939 г.

В 1940-м в производстве его сменил Су-2. До 60 единиц Р-10 было передано в Аэрофлот, где они эксплуатировалось под маркой ПС-5. Принимал участие в ВОВ до 1944 года, со второй половины — в большей степени как учебный.

Фото Описание
Схема Р-10

Схема Р-10 (ХАИ-5)

Подробно

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • Деревянная авиация профессора Немана /КР 1996-11-12 Вячеслав Савин/
  • Разведчик Р-10 / В.Р. Котельников/
  • Призрак Р-10 /А и К 1997-09 Михаил Маслов/
Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Прочие Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-