![]() |
![]() ![]() |
Р-10 (ХАИ-5)
|
Характеристики Р-10 (ХАИ-5) | |
Экипаж | 2 |
Размеры | |
---|---|
Размах крыла, м | 12,20 |
Площадь крыла, м² | 26,80 |
Длина самолета, м | 9,40 |
Высота самолета, м | 3,80 |
Силовая установка | |
1 × ПД М-25В, мощностью л.с. | 730 |
Массы и нагрузки, кг: | |
Пустого самолета, кг | 2197 |
Нормальная взлетная, кг | 2877 |
Летные данные | |
Максимальная скорость у земли, км/час | 340 |
Максимальная скорость на высоте, км/час | 370 |
Практический потолок, м | 6700 |
Практическая дальность, км | 1300 |
Максимально доведенный в производстве Р-10М-25В No. 2/14 показал лучшие летные данные из всех испытанных машин. Его скорость у земли достигала 342 км/ч, а на высоте 5000 м - 379 км/ч. Однако по результатам испытаний сделали неутешительный вывод: характеристики самолета с двигателем М-25В не соответствуют требованиям 1939 года, и в будущем он может быть использован только для учебно-боевой подготовки. Самолет Р-10М-25В строился на заводе No. 135 до конца сентября 1939-го. Всего в тот год сдали 230 машин. Из них в ВВС передали 205 самолетов и в авиацию ВМФ - 21. В конце апреля 1939-го все конструкторские работы по Р-10 свернули. Главным конструктором завода No. 135 назначили П.О. Сухого.
Р-10М-25В выпускал и Саратовский авиазавод No. 292. Запуск машины проходил трудно, одновременно со становлением всего авиационного производства и подготовкой специалистов для сборочно-монтажных работ. Первую серию из 10 самолетов, собранных из агрегатов, присланных из Харькова, построили в начале 1938-го. До прекращения производства самолетов этого типа в начале 1940 года завод выпустил 135 серийных машин. Всего авиазаводы Харькова и Саратова построили 493 серийных Р-10 с двигателями М-52А и М-25В. С 1936 по 1940 годы в большой серии выпущено 493 машины. Производился в Харькове и в Саратове (с 1937 г.). Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА конца 1930-х и начала 1940-х годов начиная с Халхин-Гола летом 1939 г.
В 1940-м в производстве его сменил Су-2. До 60 единиц Р-10 было передано в Аэрофлот, где они эксплуатировалось под маркой ПС-5. Принимал участие в ВОВ до 1944 года, со второй половины — в большей степени как учебный.
Фото | Описание |
![]() |
Идея использовать Р-10 в качестве штурмовика возникла в Комиссии Комитета обороны СНК СССР, возглавляемой К. Е. Ворошиловым, работавшей над реализацией широкомасштабной программы перевооружения ВВС СССР. По требованию военных, в октябре 1936 года ОКО-135 поручили изготовить третий серийный самолет Р-10, как штурмовик с более мощным вооружением и двигателем М-62 к 1 июня 1937 года. Сложности запуска в серийное производство Р-10 не позволяли Неману разработать проект штурмовика к назначенному сроку.
В марте 1937-го на Пермском моторном заводе запустили первый конвейер по сборке моторов М-62. В отличие от М-25В, М-62 имел двухскоростной нагнетатель, который обеспечивал не только большую мощность на взлетном режиме, но и лучшие высотные характеристики. В мае 1939-го пошел в серийное производство мотор М-63. На нем внедрили новый карбюратор и еще раз форсировали двигатель, теперь уже и по наддуву, и по оборотам. Оба мотора с двухскоростными ПНЦ имели высотность соответственно 4200 и 4500 м.
Сам процесс создания штурмовика Неман разбил на два этапа. Вначале проектировался и строился опытный самолет под индексом ХАИ-51, на котором мыслилось отработать новые агрегаты и системы, а также устранить выявленные при летных испытаниях недостатки. Второй опытный образец ХАИ-52 после доработок намечался эталоном для серийного производства, сменив на стапелях завода самолет Р-10.
В июне 1938-го ХАИ-51 вывели на заводской аэродром, и после регулировок еще "сырого" мотора М-62 летчик-испытатель Б.Н. Кудрин в августе-сентябре совершил на нем 32 испытательных полета. Впечатление от нового самолета осталось хорошее, но полностью выявить его летные характеристики не представлялось возможным из-за постоянных отказов двигателя.
В 1937-м наметились перемены в отношении к И.Г. Неману в высшем руководстве страны. Связывалось это с неудачами советской авиационной техники в Испании, в декабре 1938-го его арестовали.
Новый главный конструктор ОКО-135 А.А. Дубровин продолжил работы по модернизации Р-10, сделав основной упор на ХАИ-52.
Штурмовик ХАИ-52 проектировался под двигатель М-63 мощностью в 930 л.с. с винтом ВИШ-28. Сохранив конструкцию ХАИ-51, на нем установили в кабине штурмана второе управление самолетом и более мощное вооружение. В дополнение к четырем крыльевым пулеметам смонтировали еще два синхронных ШКАСа. Увеличили бомбовую нагрузку, установив под крылом наружные бомбодержатели с замками Дер-31. В таком виде, еще не испытанный в воздухе ХАИ-52 в январе 1939-го согласно плану НКАП запустили в серийное производство на заводе № 135, вместо устаревшего Р-10.
6 апреля 1939 года в 8.30 утра летчик заводского военпредства полковник Дарский поднял ХАИ-52 в первый полет. Он продолжался 30 минут. Поведение в воздухе самолета являлось вполне удовлетворительным, что позволило во второй половине дня успешно совершить полет большей продолжительности.
Однако в конце апреля совершенно неожиданно для завода № 135 из Наркомата пришло указание "снять с производства самолет вредителя Немана" и приступить к изготовлению самолета ББ-1 конструкции П.О. Сухого, который 6 апреля 1939-го с успехом закончил государственные испытания. Установленный на ББ-1 двигатель М-87А не подвел конструкторов, и самолет показал лучшие, чем у ХАИ-52, летные данные: максимальную скорость у земли 375 км/ч и на высоте - 468 км/ч.
©AirPages
|
![]() |