Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Ар-2 Гу-82 ДБ-ЛК ДИ-6 К-12 Ли-2 И-21 И-28 И-110 ОПБ Пегас Р-10 (ХАИ-5) С (Спарка) САМ-13 СК-2 Та-3 Ш-Тандем Ще-2 Фото и схемы Боевое применение Р-10 Ли-2 СССР

Р-10 (ХАИ-5)
Многоцелевой разведчик
ОКБ Немана

Р-10 (ХАИ-5)

Р-10 (ХАИ-5) — многоцелевой разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик, созданный в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана в 1936 году. Конструктивно представлял собой одномоторный цельнодеревянный свободнонесущий низкоплан, выполненный по классической аэродинамической схеме. Экипаж самолета состоял из двух человек: летчика и штурмана.

Фюзеляж - монокок, выклеенный из пяти и более слоев шпона толщиной 0,5 мм. Центроплан крыла - одно целое с фюзеляжем. В фюзеляже, за первым шпангоутом располагалась кабина летчика, закрывающаяся прозрачным фонарем, состоящим из неподвижного козырька и сдвигаемой назад крышки. В фюзеляже за кабиной летчика располагались топливные баки: основной и верхний (в гаргроте), а за ними - бомбовая нагрузка. Бомбы размещаются горизонтально в двух (левом и правом) бомбоотсеках, каждый из которых снизу закрывался продольной створкой. Далее находилась кабина второго члена экипажа - штурмана, который выполнял также функции наблюдателя, бомбардира, радиста и стрелка. Кабина сверху закрывалась прозрачным куполом пулеметной турели МВ-3.

Крыло - двухлонжеронной конструкции, состоит из прямоугольного центроплана и двух отъемных консолей трапециевидной формы в плане. Передняя кромка консоли - стреловидная, задняя - прямая. Обшивка крыла - фанера толщиной 1,5-2 мм. Вдоль всей задней кромки крыла располагаются двухсекционные щитки-закрылки типа Шренк и элероны. Щитки - дюралюминиевые, с угом отклонения - 45°. Элероны имели металлический каркас и полотняную обшивку.

Силовая установка - поршневой двигатель воздушного охлаждения М-25В с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага ВИШ-6. Двигатель представлял собой 9-цилиндровую однорядную "звезду" при взлетной мощности - 730 л.с. (при 2200 об/мин).

Шасси самолета трехопорное с хвостовым колесом. Основные опоры в полете убирались в центроплан крыла, поворачиваясь к оси самолета. Каждая основная опора представляла собой амортстойку с подкосом, на которой устанавливалось тормозное колесо размером 800 × 200 мм. Хвостовое колесо размером 300 × 125 мм, в полете не убиралось.

Вооружение. Стрелковое вооружение состояло из трех пулеметов ШКАС калибром 7,62 мм: двух неподвижных, установленных в консолях крыла (боезапас - 450 патронов), и одного на оборонительной турели МВ-3 (600 патронов). Огонь из крыльевых пулеметов вел летчик, используя оптический прицел ОП-1.

Нормальная бомбовая нагрузка - 300 кг (6 бомб ФАБ-50), в перегрузочном варианте - до 400 кг. Бомбы крепились внутри фюзеляжа на двух кассетных бомбодержателях. Сброс производился посредством электробомбосбрасывателя ЭСБР-3. Для прицельного бомбометания в кабине штурмана установливался прицел ОПБ-1.

Характеристики Р-10 (ХАИ-5)
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 12,20
Площадь крыла, м² 26,80
Длина самолета, м 9,40
Высота самолета, м 3,80
Силовая установка
1 × ПД М-25В, мощностью л.с. 730
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 2197
Нормальная взлетная, кг 2877
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/час 340
Максимальная скорость на высоте, км/час 370
Практический потолок, м 6700
Практическая дальность, м 1300

Максимально доведенный в производстве Р-10М-25В No. 2/14 показал лучшие летные данные из всех испытанных машин. Его скорость у земли достигала 342 км/ч, а на высоте 5000 м - 379 км/ч. Однако по результатам испытаний сделали неутешительный вывод: характеристики самолета с двигателем М-25В не соответствуют требованиям 1939 года, и в будущем он может быть использован только для учебно-боевой подготовки. Самолет Р-10М-25В строился на заводе No. 135 до конца сентября 1939-го. Всего в тот год сдали 230 машин. Из них в ВВС передали 205 самолетов и в авиацию ВМФ - 21. В конце апреля 1939-го все конструкторские работы по Р-10 свернули. Главным конструктором завода No. 135 назначили П.О. Сухого.

Р-10М-25В выпускал и Саратовский авиазавод No. 292. Запуск машины проходил трудно, одновременно со становлением всего авиационного производства и подготовкой специалистов для сборочно-монтажных работ. Первую серию из 10 самолетов, собранных из агрегатов, присланных из Харькова, построили в начале 1938-го. До прекращения производства самолетов этого типа в начале 1940 года завод выпустил 135 серийных машин. Всего авиазаводы Харькова и Саратова построили 493 серийных Р-10 с двигателями М-52А и М-25В. С 1936 по 1940 годы в большой серии выпущено 493 машины. Производился в Харькове и в Саратове (с 1937 г.). Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА конца 1930-х и начала 1940-х годов начиная с Халхин-Гола летом 1939 г.

В 1940-м в производстве его сменил Су-2. До 60 единиц Р-10 было передано в Аэрофлот, где они эксплуатировалось под маркой ПС-5. Принимал участие в ВОВ до 1944 года, со второй половины — в большей степени как учебный.

Фото Описание
Схема Р-10

Схема Р-10 (ХАИ-5)

ХАИ-52
Штурмовик

ХАИ-52

Идея использовать Р-10 в качестве штурмовика возникла в Комиссии Комитета обороны СНК СССР, возглавляемой К. Е. Ворошиловым, работавшей над реализацией широкомасштабной программы перевооружения ВВС СССР. По требованию военных, в октябре 1936 года ОКО-135 поручили изготовить третий серийный самолет Р-10, как штурмовик с более мощным вооружением и двигателем М-62 к 1 июня 1937 года. Сложности запуска в серийное производство Р-10 не позволяли Неману разработать проект штурмовика к назначенному сроку.

В марте 1937-го на Пермском моторном заводе запустили первый конвейер по сборке моторов М-62. В отличие от М-25В, М-62 имел двухскоростной нагнетатель, который обеспечивал не только большую мощность на взлетном режиме, но и лучшие высотные характеристики. В мае 1939-го пошел в серийное производство мотор М-63. На нем внедрили новый карбюратор и еще раз форсировали двигатель, теперь уже и по наддуву, и по оборотам. Оба мотора с двухскоростными ПНЦ имели высотность соответственно 4200 и 4500 м.

Сам процесс создания штурмовика Неман разбил на два этапа. Вначале проектировался и строился опытный самолет под индексом ХАИ-51, на котором мыслилось отработать новые агрегаты и системы, а также устранить выявленные при летных испытаниях недостатки. Второй опытный образец ХАИ-52 после доработок намечался эталоном для серийного производства, сменив на стапелях завода самолет Р-10.

В июне 1938-го ХАИ-51 вывели на заводской аэродром, и после регулировок еще "сырого" мотора М-62 летчик-испытатель Б.Н. Кудрин в августе-сентябре совершил на нем 32 испытательных полета. Впечатление от нового самолета осталось хорошее, но полностью выявить его летные характеристики не представлялось возможным из-за постоянных отказов двигателя.

В 1937-м наметились перемены в отношении к И.Г. Неману в высшем руководстве страны. Связывалось это с неудачами советской авиационной техники в Испании, в декабре 1938-го его арестовали.

Новый главный конструктор ОКО-135 А.А. Дубровин продолжил работы по модернизации Р-10, сделав основной упор на ХАИ-52.

Штурмовик ХАИ-52 проектировался под двигатель М-63 мощностью в 930 л.с. с винтом ВИШ-28. Сохранив конструкцию ХАИ-51, на нем установили в кабине штурмана второе управление самолетом и более мощное вооружение. В дополнение к четырем крыльевым пулеметам смонтировали еще два синхронных ШКАСа. Увеличили бомбовую нагрузку, установив под крылом наружные бомбодержатели с замками Дер-31. В таком виде, еще не испытанный в воздухе ХАИ-52 в январе 1939-го согласно плану НКАП запустили в серийное производство на заводе № 135, вместо устаревшего Р-10.

6 апреля 1939 года в 8.30 утра летчик заводского военпредства полковник Дарский поднял ХАИ-52 в первый полет. Он продолжался 30 минут. Поведение в воздухе самолета являлось вполне удовлетворительным, что позволило во второй половине дня успешно совершить полет большей продолжительности.

Однако в конце апреля совершенно неожиданно для завода № 135 из Наркомата пришло указание "снять с производства самолет вредителя Немана" и приступить к изготовлению самолета ББ-1 конструкции П.О. Сухого, который 6 апреля 1939-го с успехом закончил государственные испытания. Установленный на ББ-1 двигатель М-87А не подвел конструкторов, и самолет показал лучшие, чем у ХАИ-52, летные данные: максимальную скорость у земли 375 км/ч и на высоте - 468 км/ч.


Подробно

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • Деревянная авиация профессора Немана /КР 1996-11-12 Вячеслав Савин/
  • Разведчик Р-10 / В.Р. Котельников/
  • Призрак Р-10 /А и К 1997-09 Михаил Маслов/
Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Прочие Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-