Авиация Второй мировой |
Модификации самолета Р-5Р-5 штурмовик. (Р-5Ш) Этот самолет, пыпущеннып в 1931 г., имел мощное вооружение. На нижних крыльях — четыре пулемета ПВ-1 по два рядом на каждом крыле, закрытые обтекателем; патроны — тут же, в крыльях; один ПВ-1 — синхронный и два спаренных ДА (ДА-2) на турели. Бомб 240—500 кг на Дер-5 под фюзеляжем.. Конструктивных отличий от Р-5 разведчика нет. Р-5 штурмовик составлял заметную долю всей серийной продукции Р-5. Их было выпущено несколько сотен. Были самолеты с восемью пулеметами ШКАС (по четыре пулемета на крыле). Применялся в военных действиях в Испании и на Дальнем Востоке. Р-5Т (торпедоносец) отличался от Р-5 схемой шасси и увеличенным вертикальным оперением (как в поплавковом варианте). Конструктивную разработку выполнил В.В. Никитин, расчеты прочности — С.Н. Шишкин, вариант торпедоносца был принят по предложению А.И. Гребенева на заводе № 1 в 1933 г. Самолет предназначался для сбрасывания торпеды или большой бомбы, был одноместным, шасси было переделано так, чтобы освобождалась вся нижняя поверхность фюзеляжа. Посадочный угол самолета увеличился до 17°, хотя костыль также был удлинен. Самолет был удачен и строился серийно в количестве 50 экземпляров, сданных в 1935 г. Применялся в 1935—1938 гг. на Дальнем Востоке в морской авиации. Р-5а (Р-5 поплавковый, МР-5, самолет № 10) — морской разведчик, нормальный поплавковый вариант Р-5). Поплавки — деревянные. Каркас их составляли 21 шпангоут, из них восемь переборок, деливших поплавок на девять водонепроницаемых отсеков, киль, скуловые стрингеры, два кильсона и усиления под узлы. Гнутые элементы сделаны были из ясеня, остальные из сосны. Вся конструкция поплавков — по типу лодки Ш-2, наружная поверхность была оклеена полотном на аэролаке. Стойки шасси — стальные и дуралюмнновые трубы каплевидного сечения, всего 12 стоек и две круглые трубы с обтекателями и расчалками, соединявших поплавки. В самолете был вдвое увеличен воздушный киль и сделано было устройство для запуска двигателя на воде — ручка в борту с приводом для проворачивания вала. Никаких специальных усилений в конструкции не было. Введены лишь были дополнительные расчалки от поплавков к стойкам центроплана через нижние крылья для большей жесткости всей системы. Масса пустого самолета получилась на 389 кг больше, чем на колесах, что было вполне приемлемо. Летные качества были достаточно хороши для поплавкового самолета. Опытный образец был выпущен в 1931 г. в ЦКБ. Его разрабатывали Д. А. Михайлов и В.Б. Шавров. Р-5 с поворотными стойками. Точнее это был самолет с поворотными обтекателями на передних стойках коробки крыльев. Хорда обтекателей — 200 мм. Делалось это по указанию ЦАГИ с целью улучшить выход самолета из штопора путем создания аэродинамич ского сопротивления на соответствующей стороне в помощь направления. Стойки управлялись порознь. Мероприятие (как и на И-5) успеха не имело. Опыты кончились гибелью летчика-испыттеля М.А. Волковойнова в сентябре 1932 г. Р-5 с разрезным крылом. В 1930 г. в план работ ЦКБ была включена модификация Р-5 с полностью механизироваными крыльями, снабженными предкрылками и закрылками. Преследовалась цель установить выгоды и недостатки механизаци Всесторонняя проработка этого вопроса, начиная с основ теори была поручена инженеру Лонгину Ивановичу Сутугину. В ЦАГИ было выполнено много продувок моделей и были найдены лучши профили предкрылков и щелей. Конструктивная разработка была выполнена бригадой С.А. Кочеригина в 1932 г., испытания был закончены в 1933 г. В самолете Р-5 было изменено верхнее крыло. По всей его перед ней кромке, без центроплана, были сделаны автоматические предкрылки (хорда 227 мм), а по задней кромке — элероны и закрылки. Концы крыла вместо эллиптических были сделаны почти прямо-срезанными при том же размахе. Нижнее крыло оставлено без изменений, хвостовое оперение немного увеличено. Самолет был выпущен и испытан в двух экземплярах-вариантах: экспериментальном (без вооружения) и в варианте разведчика. Испытания были удачны, механизированное крыло дало определенные выгоды, посадочная скорость снизилась до 70 км/ч, самолет допускал угол атаки 20° без срыва, потолок возрос, но скорость немного снизилась. В ходе испытаний выяснилось, что автоматические предкрылки полезны главным образом на участках крыла против элеронов, а между элеронами они целесообразны лишь при наличии закрылков. Было признано, что самолет годен к крупносерийной постройке, но внедрять в серию механизированное крыло не стали, поскольку серийный самолет Р-5 обладал вполне удовлетворительной устойчивостью, управляемостью и посадочной скоростью и изменений не требовал. Самолёты | Поликарпов | И-5 | Р-5 | У-2 | У-2 1937г | У-2ВС | У-2НАК | У-2ШС | У-2М | И-15 | И-15бис | И-153 | И-16 | И-16 тип 4 | И-16 тип 5 | И-16 тип 6 | И-16 тип 10 | И-16 тип 12 | И-16 тип 17 | И-16 тип 24 | И-16 тип 28 | И-16 тип 29 | Опытные И-16 | И-17 | И-180 | И-185 | И-190 | Иванов | ВИТ-1 | ВИТ-2 | СПБ | ТИС | НБ (Т) | ИТП | Боевое применение | Фото и схемы | РТЭ и РЛЭ У-2 1937 | И-16 с М-63 | |