Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Вооружение ШКАС 7,62мм ШВАК 12,7мм ШВАК 20мм ВЯ   23мм УБ 12,7мм Б-20 20мм НС-23 23мм НС-37 37мм Ш-37 37мм Авиабомбы РС

Ш-37 (ШФК-37)

Авиационная пушка Шпитального

37-мм

Авиационная пушка Ш-37 (ШФК-37)

Разработка Б.Г. Шпитального в различных модификациях известна под обозначениями Ш-37, ШФК-37, МПШ-37, К-37.

Еще в 1933 году Б.Г. Шпитальным, были предложены несколько проектов автоматической пушки с газоотводным принципом автоматики под разные калибры от 20 до 50 мм. На первых порах, молодой руководитель вновь созданного ОКБ-15 был занят доводками своих пулеметов ШКАС и ШВАК, но видимо предложения Шпитального отложились в головах руководства страны.

В 1935 году Постановлением Совета Труда и Обороны Шпитальному и заводу им. Калинина было поручено к концу года разработать 37-мм автоматическую пушку. В 1936 году группой ОКБ-15 в составе Е. В. Чарнко, И.А. Комарицкого, Л.В. Люльева и В.И. Шелкова под общим руководством Б.Г. Шпитального была разработана автоматическая пушка. Для реализации и изготовления опытных образцов пушки проект был передан в ОКБ-2 в Коврове. К осени 1937 года был изготовлен опытный образец орудия.

Автоматика 37-мм автоматической пушки ОКБ-2 работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Автоматика обеспечивала техническую скорострельность до 300 выстр/мин. Питание автомата производилось из магазина барабанного типа, емкостью 6 новых унитарных "безфланцевых" патронов 37×252. Позднее емкость магазина была уменьшена до 5 выстрелов. Пушка имела быстросъемный ствол-моноблок с навинтным казенником. К одной из конструктивных особенностей этой пушки относился очень мощный щелевой тормоз активного действия. Благодаря такому решению тормоза, конструкторы смогли отказаться от тормоза отката, оставив только наружный накатник.

Ш-37 на Ил-2. Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание определили их размещение в обтекателях под крылом штурмовика Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно плоскости крыла. что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели.

Госиспытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с обычным серийным одноместным Ил-2 с пушками ШВАК или ВЯ, заметно снизились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность. Летчики жаловались на значительные нагрузки на рули при выполнении маневров. Тем не менее, результаты летных испытаний нового штурмовика были признаны в целом удовлетворительными.

В течение всего времени войсковых испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно - средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54%. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Ведение же прицельной стрельбы из одной пушки было практически невозможным. Кроме того, малый запас продольной устойчивости и усложнение техники пилотирования самолета Ил-2 с пушками ШФК-37 в сочетании с недостаточной жесткостью крыльевых пушечных установок и сильной отдачей самих пушек при стрельбе приводили к тому, что строевые летчики в одной прицельной очереди могли использовать не более 2-3-х снарядов. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность нового штурмовика. В результате установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых летчиков поддержки не нашла.

Ш-37 на ЛаГГ-3. В процессе комплектации первого истребителя ЛаГГ-3 с пушкой Шпитального выяснилось, что первое орудие не было увязано с мотором М-105 и не компоновалось в самолете. Со вторым прототипом было проще, но и оно допускало лишь временное крепление, не рассчитанное на большое число выстрелов. А о боезапасе и говорить нечего, удалось впихнуть в истребитель лишь 21 патрон вместо 50 по заданию, для чего пришлось полностью переделать магазин пушки, "растянув" его горизонтально. Также пришлось отказаться от дульного тормоза, чтобы сократить длину торчащего на полметра из носа ствола.

Авиационная пушка Ш-37 в развале блоков двигателя М-105П

Схема установки пушки Ш-37 в развале блоков двигателя М-105П

Первый пушечный истребитель переделали из машины завода No.23. К июню 1941-го на нем выполнили 58 полетов, из них 54 со стрельбой из пушки. До конца 1941-го завод No.21 построил 20 ЛаГГ-3 с орудиями Ш-37, получивших обозначение К-37, и предназначавшихся для войсковых испытаний. Похоже, что именно звено К-37 впервые использовалось в боях на московском направлении в октябре 1941-го в составе 43-й авиадивизии.

Тогда мощное вооружение этих машин не удалось использовать в полной мере из-за многочисленных конструктивных и производственных дефектов артиллерийской установки. Тем не менее, Шпитальный считал, что применение нового оружия прошло успешно, и доложил Сталину об уничтожении пяти средних танков, но промолчал, что в этом же месяце звено истребителей перестало существовать.

Общее количество выпущенных ЛаГГ-ов 34 серии с пушками Ш-37 составило 85 машин. В марте 1942 года они участвовали в боях в составе 42-го ИАП на Брянском фронте, затем на Западном. Также ЛаГГами с 37-мм пушками Шпитального был укомплектован 188-й ИАП, несколько машин было в составе 21 ИАП.

В апреле 1942 года была выпущена серия из 22 истребителей Як-7, вооруженных 37-мм пушкой Ш-37. Як-7-37 проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 иап 240 иад и, во всяком случае, по отчетам, неплохо проявил себя в воздушных боях. Было сбито 10 самолетов противника при потерях 7 своих.

Производство пушки Ш-37 продолжалось не долго. Завод No. 74 в Ижевске за 1941 год изготовил 40 пушек Ш-37, а в 1942 году еще 196. После чего производство Ш-37 было свернуто в связи с принятием на вооружение НС-37, которая хотя и не была лишена недостатков, но была на 100 кг легче, использовала рассыпную металлическую ленту вместо громоздкого магазина, имела значительно более высокий темп стрельбы.

Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Прочие Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-