Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Ар-2 Гу-82 ДБ-ЛК ДИ-6 К-12 Ли-2 И-21 И-28 ОПБ Пегас Р-10 (ХАИ-5) С (Спарка) СК-2 Та-3 Ш-Тандем Ще-2 Фото и схемы Боевое применение Р-10 Ли-2 СССР

Ш-Тандем
Легкий штурмовик
УПМ МАИ

Ш-Тандем

Ш-Тандем — опытный двухместный легкий штурмовик, оригинальной тандемной схемы Петра Дмитриевича Грушина, будущего создателя ракетного комплекса С-300. При выборе схемы имелось ввиду, что она позволит, при наличии неизбежного разноса масс по длине самолета, получить достаточно хорошие характеристики продольной устойчивости самолета.

Допустимость использования более задних центровок позволила Грушину разместить пулеметную установку непосредственно в хвостовой части самолета, что в сочетании с двухкилевым оперением, обеспечивало большие углы обстрела. Тандемная схема позволяла уменьшить диаметр круга, в который вписывался контур самолета в плане, что способствовало меньшей поражаемости штурмовика. Упрощалось при этом распределение полезной нагрузки и брони.

Малый размах крыльев в меньшей мере препятствовал использованию дерева в качестве основного конструкционного материала. Основное, переднее крыло, было низкорасположенным и в него убирались стойки и колеса шасси. Костыльное колесо - неубирающееся. Заднее крыло, имевшее верхнее расположение, с площадью, равной 45% от площади основного, выполняло также роль горизонтального оперения. Элероны имелись на обоих крыльях, причем на заднем крыле они одновременно служили рулями высоты. Вертикальное оперение было выполнено в виде шайб, прикрепленных к концам горизонтального оперения.

Первоначально самолет планировалось оснастить мотором воздушного охлаждения М-88. Но поскольку он не был готов, на Ш-Тандем был поставлен М-87, а затем М-87А.

Характеристики Ш-Тандем
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,00
Площадь крыла, м² 30,40
Длина самолета, м 8,50
Силовая установка
1 × ПД М-87, мощностью л.с. 1 × 930
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг
Нормальная взлетная, кг 2560
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/час 406
Максимальная скорость на высоте, км/час 488
Потолок, м
Вооружение
5 × 7,62-мм пулемета ШКАС, бомб на подвеске, кг 200

Фюзеляж, центроплан и основное крыло были изготовлены бригадой учебно-производственных мастерских МАИ из 18 человек всего за 45 дней. К 8 января 1939 г. самолет в одноместном варианте и без вооружения прошел предварительные летные испытания с мотором М-87. Была достигнута довольно высокая максимальная скорость полета, вполне соответствующая ТТТ к самолету. У земли она составляла 406 км/ч, на высоте 4250 м - 488 км/ч. По результатам испытаний П.Д. Грушину было рекомендовано на двухместном варианте кабину штурмана передвинуть еще несколько назад и оборудовать ее стрелковой установкой МВ-5.

В сентябре-октябре 1939 г. двухместный вариант Ш-Тандем с мотором М-87А (номинальная мощность на высоте 4700 м - 950 л. с.) и с винтом изменяемого шага ВИШ-3 проходил совместные (заводские и государственные) испытания. Отчет по испытаниям был утвержден 10 октября. Кабина штурмана была смещена назад, поставлена экранированная турель МВ-3. Вооружение штурмовика было стандартным для легких штурмовиков этого времени: 4 крыльевых пулемета ШКАС с боезапасом 2400 патронов, один пулемет ШКАС на турели (боекомплект 700 патронов) и 200 кг бомб. В ходе испытаний был выполнен 51 полет с общим налетом 18 ч 38 мин. При полетном весе 2800 кг штурмовик имел максимальную скорость у земли 361 км/ч, а на высоте 5600 м - 444 км/ч. Посадочная скорость без щитков - 140-145 км/ч. Длина разбега - 400 м, пробега - 480 м. Полеты осуществлялись с центровками 34-44% САХ. Отмечалось, что самолет очень прост в эксплуатации.

Государственные испытания самолет не прошел из-за несоответствия летных данных ТТТ, недостаточной путевой устойчивости ("при увеличении скорости самолет рыскает"), тесной кабины штурмана, неудачного шасси, недостаточной прочности переднего крыла. Взлет самолета был затруднен. Запасы продольной устойчивости были недостаточными. На рули направления самолет реагировал вяло. Считалось, что превышение заднего крыла над передним явилось не совсем удачным решением. Вооружение также было недоведено. Поскольку турель МВ-3 "съедала" 34 км/ч скорости полета, то заднюю стрелковую установку предлагалось сделать конусообразной, обеспечивающей перемещение пулемета в плоскости, проходящей через продольную ось установки, и поворот этой плоскости вокруг оси на 360°. В тоже время отмечалось, что боевая схема Ш-Тандем представляет интерес. Предлагалось самолет передать в ЦАГИ, довести и снова представить на испытания.

Был построен дублер самолета Ш-Тандем. На втором экземпляре заднее крыло было опущено вниз. При степени готовности дублера 65-70% все работы были свернуты. Необычность компоновочной схемы и довольно слабое вооружение сделали свое дело. В мае 1939 г. в НКАП было принято решение о прекращении всех работ по Ш-Тандем.

Фото Описание

Схема Ш-Тандем

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • Штурмовики Красной Армии /Владимир Перов, Олег Растренин/
  • Трансформер инженера Грушина /Андрей Аверин/
Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Прочие Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-