В начале 1934 г. было начато серийное производство турельного и крыльевого вариантов пулемета ШКАС. Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом.
Синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым.
Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный — 11,1 кг.
Баллистика и темп стрельбы у турельного и крыльевого вариантов одинаковы: при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. У синхронного варианта темп стрельбы ниже — до 1650 выстр./мин. Зато начальная скорость несколько выше (850 м/с) за счет большей длины ствола.
Турельный вариант устанавливался на самолетах Ил-4, Пе-8, ТБ-4, ТБ-3 (на ТУР-8), Ер-2, ДБ-3, СБ, У-2, Р-5 и других.
Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, а синхронный - на истребителях И-16, И-153, ЛАГГ-3, Як-1, Як-7 и др.
Серийное производство пулеметов ШКАС постоянно росло. В 1933 г. было выпущено 365 штук, в 1934 г. — 2476, в 1935 г. - 3566, в 1937 г. - 13005, в 1938 г. - 19687, в 1940 г. - 34233, в 1943 г. - 29450, в 1944 г. - 36255 и в 1945 г.-12455.
Источники
- "История авиационного вооружения." /А.Б. Широкорад/
|