Авиация Второй мировой |
Техники о самолетах. Синайский Виктор Михайлович.04.06.1921 — дд.мм.ггггИнженерно-технический состав, в ВОВ служил в 131 иап; 297 гв. сп 99 гв. сд, инженер-лейтенант.
* * * — Самый сложный в обслуживании самолет? — Самый неприятный самолет - это «ЛаГГ-3». Ой, неприятный самолет. Тяжелый, со слабым, нежным мотором М-105. На «ЛаГГ-3» летчики не любили летать, но потом свыклись - ну, что сделать. Правда, вооружен пушкой и Давидков даже на нем умудрялся сбивать. В 42-м году был очень тяжелый период и «ЛаГГ-3» все-таки достойно себя вел. Но потери у нас были больше, чем на «И-16». Подготовка «ЛаГГ-3» к вылету требовала больше всего времени по сравнению с другими самолетами. Все цилиндры двигателя должны работать синхронно - не дай бог сбить газораспределение! Нам строжайше запрещалось туда лезть! Вот у АШ-82 газораспределение на каждом цилиндре - его легко настроить. Зимой с моторами водяного охлаждения была сплошная морока. Антифриза не было. Гонять двигатель всю ночь не будешь, приходилось под утро заливать его горячей водой. С «Яками» мне не приходилось сталкиваться. Я знаю, что они были полегче. А вот когда в 43-ем у нас появились «Ла-5» - все вздохнули с облегчением. Прекрасная машина, с двумя пушками, мощным двигателем воздушного охлаждения, сильный, скороподъемный. Первые «Ла-5» были Тбилисского завода похуже, а последние - Горьковского завода, мы получали их в Иваново, они были отличные. Поначалу шли обычные машины, а потом пошли с двигателями АШ-82ФН с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Ну это вообще сказка. Все были влюблены в «Ла-5». Да и в эксплуатации он был хорош. Я бы сказал, что это самолет-солдат. Вот «Мессер» он такой же. Мне пришлось осваивать его обслуживание летом 1943 года, когда к нам перелетели два Ме-109. Видимо летчики заблудились. При попытке взять их в плен один из них застрелился, а второй, обер-фельдфебель, Эдмунд Россман сдался в плен и сотрудничал с нами в то время пока мы осваивали самолеты. Для пилотирования их отобрали из состава дивизии шесть летчиков во главе с Василием Кравцовым. Поскольку я хорошо знал немецкий язык и был авиамехаником, то меня взяли в эту группу. Так вот «мессер» очень продуманная машина. Во-первых, у него мотор перевернутого типа - снизу он не уязвим. У него 2 водяных радиатора с системой отсечки. Один потек, можно лететь на втором или отсечь оба и хотя бы пять минут лететь. Сзади пилот закрыт бронеспинкой и бензобак у него за бронеспинкой, а у нас в центроплане. Поэтому у нас все обгорали. Что еще у «Мессера» понравилось? Он очень автоматизирован, поэтому очень легок в управлении. У нас винт изменяемого шага работал на масляной автоматике, и на неработающем моторе изменить шаг винта было нельзя. Если, не дай бог, выключил винт на большом шагу, то развернуть винт невозможно, а запустить двигатель очень трудно. У немцев стоял электрический регулятор шага винта. Причем стоял указатель угла винта, которого у нас не было. Счетчик боеприпасов - тоже вещь. Возвращаясь к «Лавочкину» еще раз скажу, что по моему мнению - это отличный самолет, очень надежный и живучий. Один раз мой командир Борька Козлов прилетает, смотрю - что такое? - у него из двигателя пламя. Оказалось, что ему снарядом разбило головку одного из цилиндров! «Яку» бы хана, а этот долетел на 13 цилиндрах и не загорелся. Люди и самолеты | Дмирий Алексеев | Голодников | Ковачевич | Летчики о Ла-7 | Сравнение самолетов НИИ ВВС КА | Истребители | Ла-5 и Bf.109 | Ла-5 и И-185 | Ла-7 и Fw.190 | Ла-5ФН | Торпедоносцы | В НИИ ВВС Немецкие самолеты | В НИИ ВВС | He 100 | Do 217M | Me 109F-2 | Me 109G-2 | FW 190A-4 | FW 190D-9 | FW 200C-3 | He 111H-11 | Me 410B-2 | Me 163 | Me 262 | |