С (Спарка) ✭
Скоростной бомбардировщик
ОКБ Болховитинова
С (Спарка) — Ближний скоростной бомбардировщик, разработанный в ОКБ Виктора Федоровича Болховитинова, с тандемным расположением двигателей жидкостного охлаждения с механической передачей от обоих на соосные винты . Первый полет - 27 января 1940 года.
Конструкция самолета цельнометаллическая, в крыле и фюзеляже - панельная. Двухлонжеронное крыло размахом 11,38 м и площадью 22,9 м² состояло из верхней и нижней панелей обшивки между лонжеронами, разрезанными по их нейтральной оси, носка и хвостовой части. Фюзеляж собирался из четырех панелей - двух боковых, нижней и верхней, которые стыковались на четырех лонжеронах-угольниках. Конструкция была оригинальной, технологичной, прогрессивной. Через десяток лет она была применена уже на реактивном самолете Ил-28.
В систему дифференциального управления рулями высоты было введено переменно-передаточное устройство для ограничения усилия на ручке. Широко применены электросистемы.
Во всех полетах было заметно, что самолет медленно разбегается, после отрыва медленно разгоняется и набирает высоту. При увеличении скорости до 300 км/ч (вертикальная скорость Vу = 8 м/с) сказывалась чрезмерная нагрузка на крыло, а также, видимо, то, что в передаче от заднего двигателя были чувствительные потери мощности, а соотношение скоростей вращения соосных винтов подобралось не наилучшее.
Выяснилось, что профиль крыла был выбран не очень удачный. Решено было его изменить, на готовом самолете его переклеили, но это не помогло, поскольку самолет был выпущен в 1941 г., перед самой войной, когда на этом же заводе уже шел массовый выпуск самолета Пе-2.
Экипаж |
2 |
Размеры |
Размах крыла, м |
11,40 |
Площадь крыла, м² |
22,90 |
Длина самолета, м |
13,20 |
Силовая установка |
2 × ПД М-103, л.с. |
2 × 860 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета, кг |
3400 |
Нормальная взлетная, кг |
5150 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/час |
570 |
Крейсерская скорость, км/час |
520 |
Практическая дальность, км |
700 |
Вооружение |
Два 12,7-мм пулемета УБТ, бомб, кг |
400 |
Самолет испытаний не выдержал из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных характеристик. Однако на самолете Болховитинова, по сути экспериментальном, впервые в СССР решалась задача увеличения мощности ВМГ без увеличения лобового сопротивления, и эта задача конструктором была практически решена.
Источники
- "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
|