Авиация Второй мировой

Home English

Су-11/Су-13

Истребитель-бомбардировщик

ОКБ Сухого

Су-11

Первый полет самолета Су-11 состоялся 28 мая 1947 года, а 3 августа самолет Су-9, пилотируемый А.Г. Кочетковым и Су-11, пилотируемый Г.М. Шияновым приняли участие в параде, посвященном Дню Воздушного флота СССР.

В конце августа, параллельно с заводскими испытаниями, по отдельной программе приступили к летным испытаниям двигателя ТР-1. На испытаниях, при значениях М=0,71 у Су-11 появилась тенденция к пикированию, сопровождавшаяся падением нагрузок на ручке управления самолетом. В феврале 1948 года испытания завершились. В заключении отчета по летным испытаниям отмечалось, что: "Основные летно-технические данные самолета Су-11 с двумя ТР-1, полученные в процессе заводских летных испытаний, соответствуют расчетным данным. Отсутствие двигателей ТР-1А и недостаточный эффект рекомендаций ЦАГИ, принятых для улучшения поведения самолета на скоростях, соответствующих большим числа М, делают нецелесообразным дальнейшую доводку самолета. ...."

В середине 1947 года был разработан эскизный проект модифицированного самолета Су-11 с двумя двигателями Dervent-V (отечественный аналог РД-500), получивший в переписке обозначение Су-13. Однако из-за отсутствия запасов производственных мощностей на заводе No. 134 к постройке Су-13 практически не приступали.


Характристики реактивных истребителей
Су-9 Су-11 Су-13
Экипаж, чел 1
Размеры
Размах крыла, м 11,20 11,80
Площадь крыла, м² 20,20 22,20 24,80
Длина самолета, м 10,55 10,93
Силовая установка
2 × ТРД РД-10 ТР-1 РД-500
Мощность, л.с. 2×900 2×1300 2×1600
Массы и нагрузки, кг
Пустого 4466 4637 4055
Нормальная взлетная 6100 6350 6436
Летные данные
Max скорость на высоте 885 925 960
Max скорость у земли 847 940 960
Практическая дальность, км 1200 900 2000
Вооружение
37-мм пушка Н-37 (40 снарядов)
2 × 23-мм пушки НС-23 (всего 200 снарядов).
Бомбовая нагрузка, 2 бомбы ФАБ-250 или 1 ФАБ-500

А.С. Яковлев 25 мая 1988 года в своей беседе с известным поэтом и публицистом Ф.И. Чуевым. "... В конце войны я написал письмо Сталину, что у нас не хотят самостоятельно заниматься вопросами развития авиации, а это толкает нас на копирование немецкого реактивного "Мессершмитта-262", и конкретно предполагают организовать в Саратове производство этого самолета.

Сталин нас вызвал вдвоем с Шахуриным и говорит ему: "Это вы предлагаете ставить "Мессершмитт" вместо тех работ, которыми сейчас занимаются по развитию реактивной авиации?"

Шахурин что-то пробормотал, и это решило его судьбу. А товарищ Сталин сказал: "Строить "Мессершмитт" - это значит заранее обрекать себя на отставание на долгие годы. Мы с этим не согласны, и вы зря проводите работу в этом направлении".

Потом он меня вызвал одного: "Ну что ж, Шахурин, видимо не способен двигать это дело. Давайте нового министра. Кого вы порекомендуете?" Я сказал - Хруничева. Я его хорошо знал. Тогда его и назначили министром вместо Шахурина. Официально Шахурина, главкома Новикова и главного инженера ВВС Репина сняли и посадили за снабжение Красной Армии некачественными самолетами. Но думаю, что гнев Сталина был вызван еще и нашим отставанием в реактивной авиации".

Фото Описание

Схема Су-11

Схема Су-13

В феврале 1946 года рядом постановлений правительства были ликвидированы конструкторские бюро В.М. Мясищева, М.И. Гудкова, А.С.Москалева, Б.И. Черановского и А.Я. Щербакова, а работы по самолету Ме-262 прекращены.

Завод No. 26 в 1946-50гг. выпустил 1911 двигателей РД-10 (советская копия Jumo-004).

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • Первые реактивные истребители Сухого /Николай Гордюков/
  • Первые реактивные самолеты ОКБ П.О. Сухого /Владимир Проклов/