![]() |
![]() |
![]() «Один из инструментов по захвату новых территорий», «козырный туз Сталина», «крылатый шакал» - всё это говорили и писали о бомбардировщике Су-2.
По факту конкурс не состоялся. Ильюшин не выставил даже макета, Григорович умер, Кочеригин отвлекся на заталкивание американского «Валти» в прокрустово ложе наших технологий. Остальные представили настолько похожие конструкции, что поначалу комиссия хотела объединить усилия всех КБ, институтов и заводов. Потом решили делать 3 варианта: цельнометаллический, цельнодеревянный (Р-10 все же дошел до малой серии, считался промежуточным вариантом, но успел повоевать) и смешанной конструкции (КБ Поликарпова, тянувшее изо всех сил новейшие истребители, просто не успело с бомбером). По первому варианту главным был назначен 40-летний перспективный бригадир ЦАГИ по фамилии Сухой. Он был в Америке, знакомился с тамошними технологическими чудесами. С отечественным кольчугалюминием работал, применил в своем проекте. Вот вам, Павел Осипович, собственное КБ и опытное производство, вот серийные заводы. К сентябрю должно взлететь. Первая опытная машина СЗ-1, то есть «сталинское задание, первый экземпляр», взлетела даже раньше, 27 августа 1937 года. И очень неплохо себя показала: удобна и проста, устойчива и хорошо управляема. Сразу начали собирать СЗ-2, «единичку» продолжили гонять. В январе 1938-го на полигоне под Евпаторией новинкой впервые занялись военные. Машина, получившая впоследствии индекс ББ-1, «ближний бомбардировщик первый», а еще позже - Су-2, по имени главного конструктора, была удобна. Просторная кабина с обогревом. Фонарь с отличным обзором, комфортной посадкой-высадкой. Высокая ручка управления. Толковое расположение приборов. Беспроблемный доступ к внутреннему оборудованию для обслуживания и ремонта. Управлялась новинка и с места штурмана - так быстрее и проще обучение, да и при ранении летчика полезно. Баки - так называемые протектированные, то есть покрытые резиной. Она затягивает, пусть даже частично, пулевые пробоины. Внутрь бака, по мере расходования топлива, подается выхлопной газ, что резко снижает вероятность пожара и взрыва. Еще была очень удачная оборонительная огневая точка. Хитрые компенсаторы снимали давление, которое оказывал набегающий поток воздуха, турель крутилась быстро и легко, наводилась точно. К началу войны успели построить более 900 экземпляров Су-2. Именно Су-2 из состава 211-го авиаполка оказался первым самолетом, который сбил (по ошибке) в первый же день войны, 22 июня 1941 года, будущий советский ас и маршал авиации Александр Покрышкин. Позднее оправдываясь, Покрышкин заметил, что не знал силуэта Су-2, так как это был совсем новый и абсолютно секретный самолет ВВС СССР. ![]() Это, наверное, самый недооцененный боевой самолет того времени, самый забытый. Всю славу машины непосредственной поддержки перетянул на себя великий и ужасный Ил-2. Именно из-за проекта штурмовика Ильюшин не участвовал в конкурсе «Иванов». Он видел машину ближней поддержки иначе и бросил на проект все силы. И оказался прав. Тем не менее у Су-2 были и свои козыри. Во-первых, нормальные прицелы бомбардировщика, оптика. Те, кто поднимался в яростное небо 1941-го, могли точнее ударить по врагу. Во-вторых, оборонительный пулемет был сразу, а не внедрялся спешно и аврально, как на штурмовиках. Да, слабый, калибра 7,62, да, всего один. В-третьих, прочная, живучая конструкция, даже без бронезащиты. Немецкие летчики вспоминали, что горел Су-2 неохотно, повреждения выдерживал большие. К тому же очень быстро появились комплекты брони, ставившиеся прямо на аэродромах. И все же большинство этих самолетов было потеряно летом - осенью 41-го. Они отправлялись в бой без прикрытия, после сброса бомб снижались для штурмовки пулеметами... Остатки «су-вторых», чудом выживших, неисправных и просто битых, собирали по всему фронту и направляли в один-единственный запасной авиаполк. Там все восстанавливали и раздавали по особым частям — отдельным разведывательным авиаэскадрильям. Они стали лучшими воздушными «глазами» нашей артиллерии. Особенно это было важно во второй половине войны, когда в полную мощь развернулись части прорыва, выросли из полков в дивизии и даже целые корпуса тяжелых пушек. ![]() 08 09 2018
|
Вооружение
Бериев
Ермолаев
Ильюшин
Лавочкин
Микоян
Петляков
Поликарпов
Сухой
Туполев
Яковлев
Опытные
Статьи
Бои
Асы
Люди и самолеты
Фото и схемы
Аббр.
|
©AirPages
|
![]() |