|
Су-2 |
Су-6 |
Ил-2 |
Ил-2 |
Ил-10 |
Год выпуска |
1941 |
1943 |
1942 |
1943 |
1944 |
Экипаж, чел |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Размеры |
Размах крыла, м |
14.3 |
13.58 |
14.6 |
14.6 |
13.4 |
Длина самолета, м |
10.25 |
9.24 |
11.6 |
11.6 |
11.12 |
Площадь крыла, м² |
20.0 |
26.0 |
38.5 |
38.5 |
30.0 |
Мотор |
Тип |
М-88 |
М-71Ф |
АМ-38 |
АМ-38Ф |
АМ-42 |
Мощность, л.с. |
1100 |
1900 |
1600 |
1750 |
2000 |
Массы и нагрузки, кг |
Норм. взлетная |
4345 |
5534 |
5670 |
6180 |
6300 |
Макс. взлетная |
4555 |
- |
5870 |
6380 |
6500 |
Летные данные |
Max V у земли, км/ч |
375 |
480 |
391 |
403 |
507 |
Max V |
км/ч |
467 |
514 |
514 |
414 |
551 |
на высоте, м |
6600 |
1000 |
2350 |
1000 |
2800 |
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км |
1190 |
972 |
740 |
685 |
800 |
Вооружение |
Бомб. нагрузка кг |
норм. |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
макс. |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
Вооруж., число |
пулем. |
5-6 |
2+1 |
2 |
3 |
3 |
пушки |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Реакт. снаряды |
8-10 |
- |
8 |
4 |
4 |
Авиац. гранаты |
- |
- |
- |
- |
10 |
|
Схемы модификаций Су-6
|
|
Схема Су-6 с двигателем М-71
|
|
Штурмовой самолет Су-6 М-71Ф на государственных испытаниях в ГНИИ ВВС КА.
|
Су-6 АМ-42
Штурмовик
В отличие от Су-6 М-71Ф консоли крыла Су-6 АМ-42 выполнялись металлическими с увеличенной до 28,6 м² площадью.
Кроме того, была увеличена компенсация рулей высоты и элеронов, поставлено хвостовое колесо 400x150 мм вместо 300x125 мм, установлены прицел ПБП-16 (вместо ВВ-1) и четы-рехлопастный винт АВ-9Л-172 диаметром 3,4 м.
Из-за необходимости бронирования мотора АМ-42 со всех сторон вес брони увеличился на 252 кг (толщина бронекапота 4 мм).
Вес пустого самолета составил 4370 кг, вес боевой нагрузки - 1375 кг.
Стрелково-пушечное вооружение штурмовика осталось прежним: две крыльевых пушки НС-37 (те же 11П-37 в серии) с боекомплектом 90 снарядов, два крыльевых пулемета ШКАС (1400 патронов) и один пулеметУБТ в блистере (196 патронов). Бомбовая нагрузка увеличена до 400 кг (в перегрузку).
В процессе отработки программы государственных летных испытаний был выявлен ряд серьезных конструктивных и производственных дефектов установленного на самолете экземпляра АМ-42 (возгорание смеси во всасывающих патрубках, повышенный в 4-5 раз расход масла), порожденных скоростным проектированием мотора в условиях военного времени.
В этой связи полностью снять летные характеристики Су-6 АМ-42 с пушками НС-37 не удалось.
Максимальная скорость штурмовика на высоте 1000 м составила 508 км/ч, на высоте 2000 м - 519 км/ч. На высоту 1000 м самолет забирался за две мин., а на 3000 м - за шесть мин.
В ходе испытаний крупнокалиберные пушки НС-37 были заменены на стандартные пушки штурмовой авиации Красной армии - ВЯ-23(240 снарядов). Предельный вес бомбовой нагрузки вырос до 600 кг. Вес пустого самолета стал - 4366 кг.
28 апреля 1944 г. Су-6 AM 42 с пушками ВЯ-23 поступил на государственные испытания, которые уже 15 мая были приостановлены вследствие совершенно ненормальной работы мотора.
К этому времени закончились госиспытания тяжелого штурмовика Ил-8 АМ-42 и решался вопрос о его запуске в серию.
В связи с этим 19 мая 1944 г. П. 0. Сухой направил письмо в адрес А. И. Шахурина, в котором просил учесть предварительные результаты испытаний самолета Су-6 АМ-42.
Он отмечал, что летчики ГК НИИ ВВС КА дали положительное заключение об устойчивости и управляемости самолета Су-6, а также о простоте посадки.
Сухой привел сравнение летных данных самолетов Ил-8 АМ-42 и Су-6 AM 42 по результатам испытаний.
"Самолет Су-6 уступая несколько в дальности, имеет при равном вооружении значительно большую скорость, чем самолет Ил-8", - писал Павел Осипович в письме.
Су-6 испытывался в варианте с двумя пушками ОКБ-16 калибра 37 мм, двумя пулеметами ШКАС и 400 кг бомб.
При замене пушек на ВЯ-23 бомбовая нагрузка составила 600 кг, также как и у Ил-8.
Максимальная скорость полёта Ил-8 у земли равнялась 428 км/ч, тогда как по данным ГК НИИ ВВС максимальная скорость полета у Су-6 при неудовлетворительно работающем моторе была 482 км/ч, а по данным заводских испытаний при более удовлетворительно работавшем моторе -490 км/ч.
Скорость на расчетной высоте 2500 м у Ил-8 - 472 км/ч, а у Су-6 на расчетной высоте 2800 м - 523 км/ч. Дальность полета на высоте 1000 м при скорости полета 308 км/ч у Ил-8 составляла 990 км, а у Су-6 при скорости полета 340 км/ч - 850 км.
Следует обратить внимание на то, что скорость полета у Су-6 при определении дальности была выше. Кроме того, мотор имел невыгодную регулировку с точки зрения расхода топлива, переобогащенную топливную смесь. Поэтому с нормальным мотором результаты по дальности по лета могли были быть практически одинаковыми.
Важно отметить, что при одинаковой боевой нагрузке взлетный вес Су-6 был на 1000 кг меньше, чем у Ил-8, то есть весовая отдача самолета Су-6 была существенно выше.
В то же время у Ил-8 было существенное преимущество при использовании его в качестве бронированного бомбардировщика.
Максимальная бомбовая нагрузка достигала 1000 кг при подвеске под крыльями двух бомб ФАБ-500. Кроме того, самолет Ил-8 оборудовался бомбардировочным прицелом.
В мае 1944 г. успешно завершил госиспытания штурмовик Ил-10 АМ-42, показавшего высокие летные данные.
Сравнение летно-боевых свойств суховского штурмовика с Ил-10 было не в пользу первого. Су-6 АМ-42 уступал ильюшинской машине по большинству определяющих характеристик. В итоге был сделан вывод о нецелесообразности запуска Су-6 АМ-42 в серийное производство.
Тем не менее, после установки на Су-6 нового экземпляра мотора АМ-42 госиспытания штурмовика были возобновлены и продолжались до июля 44-го.
Всего в период с 28 апреля по 2 июля 1944 г. на Су-6 АМ-42 с пушками ВЯ-23 было выполнено 24 полета с суммарным налетом 10 часов 25 мин.
При полетном весе 6200 кг (600 кг бомб, боекомплект к пушкам и пулеметам) скорость штурмовика у земли составила 492 км/ч, а на высоте I860 м - 521 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м равнялось двум мин., на высоту 5000 м - 11 мин. Максимальная дальность полета -790 км.
|
Схема Су-6 с двигателем АМ-42
|
|
Штурмовой самолет Су-6 с двигателем водяного охлаждения АМ-42.
|
Источники
- "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
- "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
- "Штурмовики Красной армии" /В.И. Перов, О.В. Растренин/
- "Су-2. Ближний бомбардировщик" /Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков/
- "Дети "Иванова"" /авиАМастер #5 2000. Вл. Перов, Александр Медведь/
|