ТИС
Тяжелый истребитель сопровождения
ОКБ Поликарпова
ТИС - тяжелый истребитель сопровождения. Первый в СССР самолет такого назначения, а вместе с тем двухместный, двухмоторный истребитель, пикирующий бомбардировщик, разведчик, многоцелевой самолет.
Задание на него Поликарпов получил по собственной инициативе осенью 1938 года. ТИС был выпущен в двух последовательных вариантах.
ТИС (А)- с двигателями АМ-37 по 1400 л.с. на высоте 6300 м, выпущенный в 1941 году. В отличие от других самолетов близкой схемы (ВИТ, СПБ, Пе-2, Ту-2), его размеры и площадь крыла значительно меньше (34,85 м), а двигатели крупнее и тяжелее: удельная нагрузка на крыло в полтора раза больше. Вся цельнометаллическая конструкция была хорошо продумана технологически.
Вооружение было исключительно мощным: носовая стрелковая батарея из четырех ШКАС (3000 патронов), в центроплане - две ШВАК-20 (1600 снарядов), один ШКАС назад-вверх и один ШКАС назад-вниз (по 750 патронов). Масса секундного залпа -5,12 кг. Бомб - две по 500 кг на наружней подвеске.
Самолет был выпущен весной 1941 года перед войной, по тому времени был новым типом, основанным на опыте ВИТ и СПБ. Первый полет был только в сентябре, потом последовала эвакуация., где и проводились испытания, затянувшиеся до 1943 года. Летные качества были неплохие: скорость у земли 490 км/час, на высоте 1500 м 515 км/час, время набора высоты 7000м 11,5 мин. Но было уже поздно, вопрос о серии не возникал.
ТИС (МА) - тяжелый истребитель сопровождения, предназначенный для борьбы со скоростными бомбардировщиками, но не пикирующий бомбардировщик. Предполагалось установить двигатели АМ-39, но, ввиду их отсутствия, были установлены АМ-38. Размеры и формы самолета были те же, что и ТИС (А), но радиаторы вынесены в консоли крыла с входными и выходными туннелями.
Вооружение было еще усилено: в носу фюзеляжа - два пулемета БС, в центроплане - две пушки калибра 37 мм у бортов фюзеляжа (пробовали даже калибр 45 мм) и один пулемет ШКАС вверх-назад. Бомб - две по 500 кг на наружней подвеске.
Первый полет был 13 июня 1944 года. Летные качества были столь же хорошие.
Летно-технические характеристики двухмоторных самолетов Поликарпова приводятся по данным заводских испытаний:
|
ВИТ-1 |
ВИТ-2 |
СПБ |
ТИС-А |
ТИС-МА |
Экипаж, чел |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Размеры. |
Размах крыла, м |
16.5 |
16.5 |
17.0 |
15.5 |
15.5 |
Длина самолета, м |
12.7 |
12.25 |
10.4 |
11.7 |
11.7 |
Площадь крыла, м² |
40.4 |
40.76 |
42.93 |
34,8 |
34,8 |
Силовая установка |
Мотор |
2 x M-103 |
2 x M-105 |
2 x M-105 |
2 x АM-37 |
2 x АM-38 |
Мощность, л.с. |
2 x 960 л.с. |
2 x 1050 л.с. |
2 x 1050 л.с. |
2 x 1400 л.с. |
2 x 1665 л.с. |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
4013 |
4032 |
4950 |
58000 |
6261 |
Нормальная взлетная |
6453 |
6302 |
6940 |
7840 |
8280 |
Летные данные. |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
450 |
486 |
450 |
490 |
- |
Максимальная скорость на высоте 4,5км, км/ч |
530 (3км) |
513 |
510 |
555(5,8) |
530(4) |
Посадочная скорость, км/ч |
- |
- |
140 |
150 |
139 |
Практический потолок, м |
8000 |
8200 |
8500 |
10250 |
12500 |
Вооружение |
Число пушек и пулеметов |
37+2xШВАК20 +ШКАС |
2x37+2xШВАК20 +2xШКАС |
4xШКАС |
2xШВАК20 +6xШКАС |
2x37+2xБС +ШКАС |
Бомб в фюзеляже + на внешней подвеске, кг |
600+2x500 |
- |
800+700 |
-+2x500 |
-+2x500 |
Подробно
Источники
- "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
|