Авиация Второй мировой

Home English

ТШ-3

Штурмовик

Кочеригин, Гуревич

ТШ-3 в полете
  • Штурмовик
  • Перый полет: 1934
  • Кочеригин, Гуревич

В начале 30-х годов скорость штурмовиков бипланной схемы едва достигала 200 км/час, маневренность была явно недостаточной, длина разбега очень большой. В 1932 году бригада конструкторов ЦКБ, возглавляемая С.А. Кочеригиным и М.И. Гуревичем, начала разрабатывать проект тяжелого штурмовика монопланной схемы под двигатель М-34, мощностью в 750/830 л. с.

В конце 1933 года опытный самолет - моноплан с низко расположенным крылом площадью 45,04 м² и подкосами, находящимися над центропланом, был построен и получил название ТШ-З (тяжелый штурмовик-третий).

Вооружение. Самолет вооружался десятью (две батареи по пять пулеметов) крыльевыми 7,62-мм пулеметами ШКАС (устанавливались в носках крыла), одним оборонительным пулеметом нормального калибра у стрелка на задней огневой установке и 250 кг бомб (в трех отсеках по б осколочных бомб на каждой стороне крыла, между лонжеронами). Крупные авиабомбы, выливные и химические авиаприборы подвешивались к балочным держателям, введенных в конструкцию крыла. Максимальная нагрузка составляла 400 кг.

Бронезащита ТШ-3 была такой же, как и у его предшественников - бронекоробка из плоских кусков гомогенной брони, соединенных 6-мм болтами на дюралюминиевых угольниках. Передний броневой лист - 8 мм, низ, борта и задняя стенка - 6 мм, верх, кроме мотора, который сверху не бронировался, - 5 мм. Внизу выдвижной сотовый радиатор, закрытый 6-мм броней. Во время атаки радиатор полностью задвигался в фюзеляж, а охлаждение мотора осуществлялось через "бронесовок" (внизу за винтом) и щель за радиатором с пластинками жалюзи. Общая масса брони составляла 576 кг.

Задняя часть фюзеляжа - ферменная, сварная из стальных труб, обшита полотном. Крыло и оперение - дюраль с полотном.

К весне 1934 г. ТШ-3 успешно прошел заводские испытания (летал В. К. Коккинаки), на которых показал максимальную скорость у земли 247 км/ч при полетном весе 3557 кг. Время набора высоты 3000 м составило 11 мин. Техническая дальность полета - 470 км.

В целом летные данные нового штурмовика были выше требований 1932 г., но для весны 34-го оказались уже недостаточными. В силу этого, а также ввиду недоведенности системы охлаждения мотора, машина серийно не строилась.

Неудачи всех попыток создать специальный бронированный штурмовик в этот период обуславливались, как не трудно видеть, главным образом отсутствием мощных моторов, а также брони и других конструкционных материалов с высокими удельными весовыми и прочностными характеристиками.

В результате все без исключения опытные штурмовики имели низкую тяговооруженность. Кроме того, практически так и не удалось решить проблему надежного охлаждения моторов, помещенных в броню.

Следующим крупным недостатком штурмовиков была очень низкая боевая эффективность вследствие плохого обзора вперед-вниз. Дело в том, что в этот период времени основным и практически единственным тактическим приемом для самолетов-штурмовиков была атака наземных целей с бреющего полета на предельно малой высоте, тогда как угол обзора вперед-вниз был крайне малым.

Например, у ТШ-2 он не превышал 1°, и пилот при полете на высоте 15 м мог видеть только те цели, которые находились на удалении от самолета не менее 1000 м. При этом ни о какой прицельной стрельбе из пулеметов говорить, конечно, не приходилось.


ХарактеристикиТШ-3БШ-1
Экипаж, чел 2 2
Размеры
Размах крыла, м 16,50 15,25
Площадь крыла, м² 45,04 35,07
Длина самолета, м 10,46 11,75
Высота самолета, м 3,05
Силовая установка
1×ПД М-34Ф М-62ИР
Мощностью л.с. 1×750 1×1000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2665 2911
Нормальная взлетная 3557 4056
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 247 338
Практический потолок, м 5800 7200
Практическая дальность, км 470 1700
Фото Описание
Схема ТШ-3 Схема ТШ-3

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • Самолеты поля боя /А и К. Владимир Перов, Олег Растренин./
  • Самолеты поля боя /А и К. Владимир Перов, Олег Растренин./

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:


Сергей Александрович Кочеригин
Сергей Александрович Кочеригин (1893—1958) — советский авиаконструктор.
В 1912 году поступил в Петербургский технологический институт.
В 1917 году, окончив Теоретические курсы авиации при Петроградском политехническом институте, становится военным лётчиком.
Работал в конструкторском бюро Морского ведомства при Петроградском политехническом институте, затем инструктором в Школе морской авиации.
После Гражданской войны продолжил образование в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского.
С 1926 года работал в коллективе Н.Н. Поликарпова, после ареста которого в 1929 году руководил его КБ, затем перешёл в КБ при заводе им. Менжинского.
В 1933 году возглавил бригаду конструкторов в ЦКБ. Среди его разработок — двухместный истребитель ДИ-6 (совместно с В.П. Яценко), самолёты-разведчики СР, Р-9, штурмовик ТШ-3, пикирующий бомбардировщик ОПБ-5.
С 1942 года работал главным редактором научно-технического издательства Бюро новой техники Наркомата авиационной промышленности.