Ту-1 "63П"
Тяжелый истребитель-перехватчик
ОКБ Туполева
Еще бомбардировщик " 103", имеющий скорость современного истребителя, после первого этапа Государственных испытаний был рекомендован к постройке в качестве многоцелевого самолета, способного выполнять задачи как бомбардировщика, так и истребителя, для чего необходимо было усилить его пушечное вооружение и броневую защиту. Однако, в условиях начавшейся войны с Германией, отсутствие в составе ВВС на нашем фронте значительного количества дальних бомбардировщиков и острая потребность фронта в большом количестве дешевых тактических боевых самолетов, отодвинули проблему проектирования многоцелевого тяжелого истребителя на базе Ту-2 на более поздний срок.
В мае 1944 г. ОКБ А.Н. Туполева Решением ГКО № 5947 от 22.05.44 г. поручается постройка скоростного дневного бомбардировщика "СДБ" с двумя двигателями типа АМ-39 (самолет "63"). На базе бомбардировочного варианта предусматривалось также создание ночного истребителя-перехватчика.
В варианте истребителя, его переднее стрелково-пушечное вооружение, состоящее из двух крыльевых пушек ШВАК-20, усиливалось за счет монтажа в передней части бомбоотсека следующих дополнительных вариантов СПВ: двух пушек НР-45 с боезапасом по 50 снарядов на ствол; двух пушек НС-37 с боезапасом по 50 снарядов на ствол; двух пушек ВЯ-23 с боезапасом по 50 снарядов на ствол. Масса залпа переднего оружия составляла 752 кг/мин для варианта с НС-45 и 392 кг/мин - с ВЯ-23. Защита задней полусферы должна была осуществляться с двух пулеметных установок под пулеметы УБТ, калибра 12,7 мм. Верхняя установка имела боезапас 250 патронов, нижняя - 350 патронов.
Экипаж самолета защищался от огня пулеметов калибра 12,7 мм. и снарядов 20 мм пушек. Летчик прикрывался бронеспинкой и двумя залокотниками толщиной 15 мм. Сверху бронеспинка переходила в прозрачную бронеплиту толщиной 65 мм. Верхний стрелок защищался плитой толщиной 12 мм, нижний стрелок - задним бронещитком толщиной 12 мм и нижней обшивочной броней толщиной 6 мм. При использовании самолета как истребителя, предусматривалось дополнительное переднее бронирование летчика, состоявшее из передней бронеплиты толщиной 10 мм, нижнего бронестекла толщиной 65 мм, переднего бронестекла на фонаре толщиной 65 мм.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета должно было обеспечивать пилотирование днем и ночью при любых метеорологических условиях. Для разгрузки летчика от непрерывного наблюдения за температурой воды и масла в системах охлаждения двигателей были введены электрические автоматические устройства, регулировавшие необходимую температуру в этих системах.
Важнейшей компонентой нового истребителя-перехватчика, должна была стать радиолокационная станция. К 1944 году отечественная радиотехническая промышленность достигла определенных результатов в создании бортовых самолетных РЛС. В серийное производство была запущена станция Гнейс-2. Всего до декабря 1944 года было выпущено 231 экземпляр РЛС Гнейс-2 и Гнейс-2М - морской, для авиации ВМФ, РЛС могла использоваться для определения морских и воздушных целей.
Следующим шагом стала разработка бортовой станции Гнейс-5. Cтанция предназначалась для установки на двухместных истребителях и должна была обеспечивать обнаружение самолетов противника и наведение на них своего самолета в условиях отсутствия видимости. Помимо наведения на самолет противника станция должна была обеспечивать привод своего истребителя к специальному приводному маяку с расстояния до 90 км.
По отзыву ГК НИИ ВВС Гнейс-5 по своим тактико-техническим параметрам не уступала английской бортовой РЛС аналогичного назначения, превосходя ее по дальности действия. Со второй половины 1945 года новая станция под обозначением Гнейс-5с была запущена в серийное производство и принята на вооружение. Специально для авиации ВМФ был разработан и запущен в серию вариант Гнейс-5М, который был принят на вооружение ВМФ в апреле 1945 года.
|