![]() |
![]() ![]() |
Ту-1 "63П"Тяжелый истребитель-перехватчикОКБ Туполева![]()
Еще бомбардировщик " 103", имеющий скорость современного истребителя, после первого этапа Государственных испытаний был рекомендован к постройке в качестве многоцелевого самолета, способного выполнять задачи как бомбардировщика, так и истребителя, для чего необходимо было усилить его пушечное вооружение и броневую защиту. Однако, в условиях начавшейся войны с Германией, отсутствие в составе ВВС на нашем фронте значительного количества дальних бомбардировщиков и острая потребность фронта в большом количестве дешевых тактических боевых самолетов, отодвинули проблему проектирования многоцелевого тяжелого истребителя на базе Ту-2 на более поздний срок. В мае 1944 г. ОКБ А.Н. Туполева Решением ГКО № 5947 от 22.05.44 г. поручается постройка скоростного дневного бомбардировщика "СДБ" с двумя двигателями типа АМ-39 (самолет "63"). На базе бомбардировочного варианта предусматривалось также создание ночного истребителя-перехватчика. В варианте истребителя, его переднее стрелково-пушечное вооружение, состоящее из двух крыльевых пушек ШВАК-20, усиливалось за счет монтажа в передней части бомбоотсека следующих дополнительных вариантов СПВ: двух пушек НР-45 с боезапасом по 50 снарядов на ствол; двух пушек НС-37 с боезапасом по 50 снарядов на ствол; двух пушек ВЯ-23 с боезапасом по 50 снарядов на ствол. Масса залпа переднего оружия составляла 752 кг/мин для варианта с НС-45 и 392 кг/мин - с ВЯ-23. Защита задней полусферы должна была осуществляться с двух пулеметных установок под пулеметы УБТ, калибра 12,7 мм. Верхняя установка имела боезапас 250 патронов, нижняя - 350 патронов. Экипаж самолета защищался от огня пулеметов калибра 12,7 мм. и снарядов 20 мм пушек. Летчик прикрывался бронеспинкой и двумя залокотниками толщиной 15 мм. Сверху бронеспинка переходила в прозрачную бронеплиту толщиной 65 мм. Верхний стрелок защищался плитой толщиной 12 мм, нижний стрелок - задним бронещитком толщиной 12 мм и нижней обшивочной броней толщиной 6 мм. При использовании самолета как истребителя, предусматривалось дополнительное переднее бронирование летчика, состоявшее из передней бронеплиты толщиной 10 мм, нижнего бронестекла толщиной 65 мм, переднего бронестекла на фонаре толщиной 65 мм. Пилотажно-навигационное оборудование самолета должно было обеспечивать пилотирование днем и ночью при любых метеорологических условиях. Для разгрузки летчика от непрерывного наблюдения за температурой воды и масла в системах охлаждения двигателей были введены электрические автоматические устройства, регулировавшие необходимую температуру в этих системах. Важнейшей компонентой нового истребителя-перехватчика, должна была стать радиолокационная станция. К 1944 году отечественная радиотехническая промышленность достигла определенных результатов в создании бортовых самолетных РЛС. В серийное производство была запущена станция Гнейс-2. Всего до декабря 1944 года было выпущено 231 экземпляр РЛС Гнейс-2 и Гнейс-2М - морской, для авиации ВМФ, РЛС могла использоваться для определения морских и воздушных целей. Следующим шагом стала разработка бортовой станции Гнейс-5. Cтанция предназначалась для установки на двухместных истребителях и должна была обеспечивать обнаружение самолетов противника и наведение на них своего самолета в условиях отсутствия видимости. Помимо наведения на самолет противника станция должна была обеспечивать привод своего истребителя к специальному приводному маяку с расстояния до 90 км. По отзыву ГК НИИ ВВС Гнейс-5 по своим тактико-техническим параметрам не уступала английской бортовой РЛС аналогичного назначения, превосходя ее по дальности действия. Со второй половины 1945 года новая станция под обозначением Гнейс-5с была запущена в серийное производство и принята на вооружение. Специально для авиации ВМФ был разработан и запущен в серию вариант Гнейс-5М, который был принят на вооружение ВМФ в апреле 1945 года.
15 мае 1946 года эскизный проект самолета Ту-1 был готов. Возможность установки мощного пушечного вооружения, специального радиолокационного оборудования и, наконец, возможность доведения дальности полета, при установке подвесных топливных баков, до 3000 км в сочетании с высокими скоростями полета позволяли использовать Ту-1 как: истребитель сопровождения, вооруженный пятью пушками НС-23; истребитель-перехватчик, вооруженный двумя пушками НС-23 и двумя пушками НС-45 и оборудованный радиолокационной аппаратурой Гнейс-5с. Отметим, что самолет Ту-1 сохранял полностью все бомбардировочное вооружение и поэтому мог использоваться как скоростной бомбардировщик, в особенности для топмачтового бомбометания при использовании на морских ТВД. К моменту проведения испытаний Ту-1 (1947 г) в ОКБ постепенно стали приходить к выводу, что создать современный мощный комплекс перехвата скоростных воздушных целей, опираясь на устаревающий поршневой Ту-2 уже невозможно. Если в конце войны скорость Ту-2 в варианте истребителя превышала скорости основных серийных бомбардировщиков, то с появлением во второй половине 40-х годов первых реактивных бомбардировщиков, скорости которых приблизились к 900-1000 км/ч, возможности по перехвату подобных целей самолетами класса Ту-2 резко уменьшились. Требовался перевод тяжелых истребителей-перехватчиков на реактивную тягу и как следствие увеличение их скоростей как минимум в полтора-два раза. Поэтому дальнейшие работы по перехватчикам типа Ту-1 в ОКБ были прекращены. Одновременно в ОКБ начала вырабатываться перспективная концепция требуемого самолета подобного класса, входящего в единый комплекс дальнего перехвата.
Источники
|
Вооружение
Бериев
Ермолаев
Ильюшин
Лавочкин
Микоян
Петляков
Поликарпов
Сухой
Туполев
Яковлев
Опытные
Статьи
Бои
Асы
Люди и самолеты
Фото и схемы
Аббр.
|
©AirPages
|
![]() |