Авиация Второй мировой
На главную     Поиск на сайте
Самолёты Туполев ТБ-1П ТБ-3/СПБ ТБ-4 ДБ-2 (АНТ-37) СБ-2 (АНТ-40) ДИ-8 (АНТ-46) СБ-РК 103У Ту-2ВС Ту-2С Ту-2Р Ту-2Т Ту-2Д СДБ Ту-2Ш Ту-2П Ту-1 Ту-10 МДР-4 МТБ-2 Фото и схемы Боевое применение ТБ-3 СБ-2 СБ-РК Ту-2 РТЭ и РЛЭ Ту-2 1945

Ту-2С

Фронтовой бомбардировщик

ОКБ Туполева

Ту-2

К самолету Ту-2 вернулись год спустя, после битвы на Курской Дуге. К тому времени Ту-2С (стандартный) был заметно усовершенствован. Его конструкция была упрощена с технологической точки зрения. Самолет стал легче в эксплуатации, а также отличался лучшими характеристиками. Поврежденный в ходе государственных испытаний самолет отремонтировали. Его испытания продолжались в Москве, куда вернулось туполевское КБ (в ноябре 1943 года). Очередная серия испытаний проходила в период с 19 марта по 28 апреля 1943 года.

Доработанная машина показала следующий рост скоростей:

На 6 км/ч у земли при штатном режиме работы двигателя;

На 12 км/ч на второй передаче наддува;

Скорость 545 км/ч развивалась на форсаже при второй передачи турбонаддува.

Различные работы по улучшению Ту-2

Во время подготовки к серийному выпуску на заводе № 7 в 1942 году, вместо пулемета ШКАС в нижней задней огневой точке решили установить 12,7-мм пулемет Березина. Весной того же года пулемет УБ поставили у места стрелка-радиста, а осенью - навигатора. Когда в октябре 1942 года выпуск Ту-2 прервали, самолет уже нес только крупнокалиберные пулеметы. Неподвижные пулеметы ШКАС калибра 7,62 мм, установленные в носовой части и стреляющие вперед, сняли по пожеланию военных. В начале 1942 года вооружение Ту-2 состояло из двух пушек ШВАК, установленных в центроплане, и трех крупнокалиберных пулеметов, защищавших заднюю полусферу.

В мае 1943 года Туполев предложил установить на «103В» новые двигатели М-82ФНВ (форсированные с непосредственным впрыском). В июле 1943 года прототип с новыми моторами показал, что скорость у земли увеличилась на 32 км/ч, на высоте 1450 м - на 18 км/ч и на высоте 5000 м - на 23 км/ч. По результатам испытаний ГКО приказом № 3754 от 17 июля 1943 года направил Ту-2 с двигателями М-82ФНВ в серию.

В июле и августе 1943 года КБ Туполева провело модификацию самолета № 716, который стал прототипом для машин Ту-2С (С - стандарт). Выпуск самолетов наладили на заводе № 23, который до этого времени выпускал бомбардировщики Ил-4).

Прототип (или как его называли «эталон») облетали 26 августа 1943 года, а через неделю направили на заводские и государственные испытания. Испытания продолжались с 4 сентября по 16 декабря 1943 года. Характеристики эталонной машины были следующие:

(Смотри таблицу). Винты: трехлопастные АВ-С-167 диаметром 3,8 м.

Скороподъемность: 5000 м за 9,5 мин.

Разбег: 416 м.

Пробег: 675 м.

Вооружение: 2 ШВАК калибра 20 мм, 3 УБС калибра 12,7 мм.

В октябре-декабре 1943 года проводились испытания самолета «103В» с разными редукторами оборотов двигателя и разными двигателями. Эксперименты показали, что наиболее эффективен редуктор с передаточным числом 9:16 в сочетании с винтом АВ5-167А диаметром 3,8 м. По образцу Ту-2С № 716 выпускались самолеты вплоть до 1946 года. В ходе серийного выпуска в конструкцию самолета внесли лишь небольшие изменения.

Следующим шагом к улучшению машины было установить на нее двигатели АШ-83ФН мощностью 1900 л.с. Новые моторы поставили все на тот же 716-й самолет и облетали его 18 марта 1945 года. Главным пилотом-исследователем был А.Д. Перелет, а главным инженером - М.М. Егоров. (Оба погибли 11 мая 1953 года при испытаниях Ту-95)

На испытаниях самолет показал следующие характеристики:

Взлетная масса: 10500 кг.

Максимальная скорость: 605 км/ч на высоте 6780 м.

Потолок: 10600 м.

Скороподъемность: 5000 м за 7,2 мин.

Дальность полета: 2365 км (расчетная).

В августе 1945 года Ту-2 «716» с двумя двигателями АШ-83ФН отдали на завод с целью учесть в его конструкции высказанные в ходе испытаний замечания. Новый цикл испытаний начался 19 августа 1946 года. Официально государственные испытания длились с 22 августа по 21 ноября 1946 года. Хотя результаты были многообещающие, в серию машина не пошла. Во-первых, моторы АШ-83 серийно не выпускались, а, во-вторых, поршневые машины уже были не актуальны.

В конце 1945 года в порядке эксперимента на Ту-2 с номером 23/35 попытались установить двигатели М-93. Однако этих двигателей КБ Туполева не получило и в апреле 1947 года работы над Ту-2 2М-93 прекратили.

В феврале 1948 года на заводе № 116 на базе серийных Ту-2 (7/57 и 7/57) установили систему антиобледенения. Испытания обоих самолетов продолжались с 19 февраля по 23 марта 1948 года. Результаты были настолько многообещающими, что подобную систему решили установить на все серийные самолеты.

Удачная конструкция Ту-2 позволила создать на его базе множество вариантов. Среди них следует упомянуть:

Дальний бомбардировщик - консоли крыльев нарастили съемными законцовками, самолет оснастили автоматом курса АК-1;

Пикирующий бомбардировщик - самолет оснастили аэродинамическими тормозами;

Разведывательный самолет - в бомбоотсеке установили фотоаппаратуру и дополнительный топливный бак;

Учебный самолет - на месте штурмана установили второй комплект органов управления.

За период 1942 - 1945 гг. всего построили 1216 Ту-2. Производство этих самолетов продолжалось еще несколько лет и после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики.

Несмотря на сравнительно скромный вклад в дело разгрома врага. Ту-2, тем не менее, остался в истории как один из выдающихся самолетов своего времени. Среди других аналогичных самолетов, как союзников, так и противника Ту-2 не выделялся какими-то рекордными показателями. Его превосходство заключалось в исключительно удачном сочетании основных составляющих боевой эффективности, таких как скорость, дальность полета, обороноспособность, бомбовая нагрузка и возможность бомбометания с пикирования, в том числе и бомбами одного из самых крупных тогда калибров. Это и определило очень высокую его боеспособность.

Воздушый винт АВ-5-167

Воздушый винт АВ-5-167А

Фронтовые бомбардировщики
СБ СБ Пе-2 Пе-2 Пе-2ФТ Ту-2
Экипаж, чел 3 3 3 3 3 4
Год выпуска 1936 1939 1941 1942 1945 1943
Геометрия
Длина самолета, м 12.27 12.27 12.66 12.66 12.66 13.8
Размах крыла, м 20.33 20.33 17.13 17.13 17.13 18.86
Площадь крыла, м2 56.7 56.7 40.5 40.5 40.5 48.8
Массы, кг
Взлетный вес нормальный 5732 6175 7540 7775 8405 10360
максимальный 6462 7750 8500 8715 8805 11360
Силовая установка
Мотор М-100A М-103 М-105Р М-105РА М-105ПФ АШ-82ФН
Мощность, л.с. 2x860 2x950 2x1100 2x1100 2x1210 2x1850
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 371 375 452 434** 468 482/509*
на высоте 423 450 540 515 527 547
м 4000 4100 5000 4800 3900 5400
Практический потолок, м 9560 9300 8800 8000 8200 9500
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км 1900 1350 1300 1250 1220 2150
Вооружение
Бомбовая нагрузка кг нормальная 500 500 600 600 600 1000
максимальная 600 1600 1000 1000 1000 3000
Оборонительное вооружение пулеметы 4 4 4 4 5 3
пушки - - - - - 2

* - На 10- минутном форсаже

** - Снижение летных данных обусловлено усилением оборонительного вооружения


Подробно

Фото Описание
Ту-2С, переделанный из самолета № 100716 Омского авиазавода в мюле 1943

Опытный экземпляр Ту-2С, переделанный из самолета № 100716 Омского авиазавода в июле 1943 г.

Ту-2С, переделанный из самолета № 100716. АШ-82ФН.

Этот же самолет. АШ-82ФН в раскапоченном виде.

Люковая установка стрелка Ту-2С № 100716

Люковая установка стрелка опытного самолета Ту-2С № 100716

Две ФАБ-1000 на внешней подвеске Ту-2С № 100716

Размещение двух бомб ФАБ-1000 на внешней подвеске опытного самолета Ту-2С № 100716

Две бомбы ФАБ-500 на внешней подвеске

Размещение двух бомб ФАБ-500 на внешней и четырех ФАБ-250 на внутренней подвеске опытного самолета Ту-2С № 100716. Кассеты АБК-П-500 на держателях внешней подвески опытного самолета Ту-2С № 100716.

Кассеты АБК-П-500 на держателях внешней подвески Ту-2С № 100716

Кассеты АБК-П-500 на держателях внешней подвески опытного самолета Ту-2С № 100716

Кассета ПКД-2 в грузовом отсеке Ту-2С № 100716

Кассета ПКД-2 в грузовом отсеке опытного самолета Ту-2С № 100716

Кабина летчика самолета Ту-2С № 100716

Передняя кабинна опытного самолета Ту-2С № 100716

Передняя кабина Ту-2С № 100716, левый пульт

Передняя кабина опытного самолета Ту-2С № 100716, левый пульт:
1 — центральный распределительный щит, 2 — откидной столик штурмана, 3 — приемник радиополукомпаса РПК-10, абонентский аппарат самолетного переговорного устройства СПУ

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • "Война в воздухе" /№ 66, № 67/
  • "Советские самолеты" /А.С. Яковлев/
  • "Ту-2 лучший бомбардировщик Великой Отечественной." /Николай Якубович/
Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Опытные Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-