Авиация Второй мировой
На главную     Поиск на сайте
Самолёты Туполев ТБ-1П ТБ-3/СПБ ТБ-4 ДБ-2 (АНТ-37) СБ-2 (АНТ-40) ДИ-8 (АНТ-46) СБ-РК 103У Ту-2ВС Ту-2С Ту-2Р Ту-2Т Ту-2Д СДБ Ту-2Ш Ту-2П Ту-1 Ту-10 МДР-4 МТБ-2 Фото и схемы Боевое применение ТБ-3 СБ-2 СБ-РК Ту-2 РТЭ и РЛЭ Ту-2 1945

Ту-2ВС

Фронтовой бомбардировщик

ОКБ Туполева

Ту-2BC

Третий самолет «103В» (В - высотный) планировалось оснастить двигателями М-120 с турбонаддувом ТК-2. Но было одно «но» - весной 1939 года двигателей М-120 еще не существовало в металле. Поэтому их решили заменить звездообразными моторами М-82 мощностью 1330/1700 л.с. Предполагалось, что машина будет готова к 15 августа 1941 года. Однако из-за эвакуации сроки выдержать не удалось. Недоделанный самолет «103В» отправили в Омск на завод № 166. Существовало и другое «но» - завода № 166 также еще не существовало. Имелся только пустой недостроенный цех, где и следовало собирать самолеты. Прототипы и первые машины собирались под натянутым вместо крыши брезентом.7 октября 1941 года А.Н. Туполева назначили на должность главного конструктора завода № 166.

В октябре 1941 года закончили сборку прототипа «103В» 2М-82 («60»), а 12 ноября 1941 года скомплектовали экипаж для опытного полета: пилот М.П. Васякин, штурман Н.М. Панченко, инженер Ю.К. Стоман. Чтобы не терять времени, заводские и государственные испытания проходили одновременно.

Самолет облетали 15 декабря 1941 года, а цикл испытаний длился до 22 августа 1942 года. Столь растянутые сроки объяснялись крайне ненадежными двигателями М-82А. Их отказы постоянно заставляли переделывать крылья и мотогондолы. В августе 1942 года самолет уже заметно отличался от себя самого в декабре 1941.

В период испытаний машине присвоили обозначение Ту-2, которое официально было закреплено приказом НКАП № 234 от 28 марта 1942 года.

Серийный выпуск Ту-2 начался еще до официального завершения государственных испытаний. Машины первой производственной серии собирались из деталей, изготовленных еще в Москве для «103У». Планеры первой серии несли обозначение «103ВС» (с марта 1942 года Ту-2 2М-82). Первая серия из пяти Ту-2 была готова уже в апреле 1942 года. Другую серию - также пять штук - собрали в апреле-мае.

До конца октября, когда выпуск Ту-2 прекратился, завод № 166 дал 80 машин. Некоторые из них представляли собой разведчики, но большинство выпустили в варианте фронтового бомбардировщика.

В апреле 1942 года три серийных Ту-2, выпущенных заводом № 166, передали для войсковых испытаний. Первый этап испытании проходил в тылу, на подмосковном аэродроме в Чкаловске. Облетывали самолеты экипажи из числа сотрудников НИИ ВВС. Первый этап испытаний закончился 29 июля 1942 года. К боевым испытания удалось приступить лишь в сентябре 1942 года, когда удалось добиться от двигателей М-82 достаточно надежной работы.

Определить характеристики «103В» точно не представлялось возможным из-за того, что моторы М-82 недобирали мощности. Недостатки, отмеченные в конструкции самолета, исправляли уже в ходе серийного выпуска. Чтобы окончательно определить характеристики машины, из числа выпущенных машин на испытания взяли самолет с серийным номером 100308. В его конструкции учли все пожелания, высказанные в ходе государственных и заводских испытаний.

Самолет «100308» проходил испытания с 13 сентября по 28 октября 1942 года на уральском аэродроме Кольцове Испытания были прерваны аварией, в ходе которой самолет пришлось сажать на брюхо. До этого удалось совершить 44 полета общей длительностью 32 часа.

В ходе испытаний определилось, что Ту-2 - современный бомбардировщик, отличающийся большой бомбонагрузкой, большой дальностью полета, мощным оборонительным вооружением, а также обладающий высокими летными качествами и легкий в пилотировании.

Но к самолету предъявили и ряд претензий. Скорость на высоте 6000 м была на 66 км/ч меньше ожидаемой, практический потолок также не превышал 6000 м. Все недостатки объяснялись неудовлетворительной работой двигателей М-82. Даже удачные войсковые испытания не спасли Ту-2. Приказом ГКО № 763 от 10 октября 1942 года серийный выпуск Ту-2 прекратили.

Завод № 166 успел выпустить 80 Ту-2 и переключился на выпуск истребителей Як-9. Туполев отправился в Москву, защищать свою машину, но попасть в высокие кабинеты ему не удалось, и судьба Ту-2, казалось, была решена.

Ту-2
«103» «103У» Ту-2 Ту-2 «100308»
Экипаж, чел 3 4 4 4
Год выпуска 1941 1941 1942 1942
Геометрия
Длина самолета, м 13,2 13,8 13,7 13,3
Размах крыла, м 18,8 18,8 18,8 18,86
Площадь крыла, м²       48.52
Высота самолета, м 4,5 4,5 4,55 4,17
Массы, кг
Взлетный вес нормальный 9950 10435 10343 10537
максимальный 10992 11477 11773 11768
Силовая установка
Мотор 2хАМ-37 2хАМ-37 2хМ-82А 2хМ-82
Мощность, л.с. 2x1400 2x1400 2x1330 2x1700
Винт ВИШ-61Т ВИШ-61И АВ-5-167А АВ-5-167А
Диаметр винта, м 3,4 3,8 3,8 3,8
Лётные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч     460  
км/ч 635 610 530 521
на высоте, м 8000 7800 3200 3200
Скороподъемность мин 8,6 9,5 8,86  
на высоту, м 5000 5000 4500  
Практический потолок, м 10600 10500 9000 9000
Дальность полета, км   1900 2000 2020
Разбег, м 440   516  
Пробег, м 730   640  
Вооружение
Бомбовая нагрузка, кг нормальная 1000 1000 1000 1000
максимальная 2000 2000 3000 2000
Оборонительное вооружение ШВАК 20мм 2 2 2 2
ШКАС 7,62мм 4 5 5 3
РС-82 (РС-132) - 10 10 10

Подробно

Фото Описание
Верхняя фюзеляжная установка со ШКАС опытного самолета «103-В»

Верхняя фюзеляжная установка со ШКАС и боезапасом в 1000 патронов опытного самолета «103-В»

Прибориая доска опытного самолета «103-В»

Приборная доска опытного самолета «103-В»

Правый борт рабочего места летчика опытного самолета «103-В»

Правый борт (рабочее место летчика) опытного самолета «103-В»

Левый борт рабочего места штурмана опытного самолета «103-В»

Левый борт рабочего места штурмана. Видны центральный распределительный щит, радиополукомпас, столик и командный прибор АФА-ИМ опытного самолета «103-В»

Левый борт (рабочее место летчика) опытного самолета «103-В»

Левый борт (рабочее место летчика) опытного самолета «103-В»

Аварийная посадка опытного экземпляра самолета «103-В»

Аварийная посадка опытного экземпляра самолета «103-В». Летчик И.И. Шелест, Омск, 25 марта 1943 г.

Аварийная посадка опытного экземпляра самолета «103-В»

Тот же самолет

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • "Война в воздухе" /№ 66, № 67/
  • "Советские самолеты" /А.С. Яковлев/
  • "Ту-2 лучший бомбардировщик Великой Отечественной." /Николай Якубович/
Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Опытные Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-