Экипаж, чел. |
3 |
Геометрия |
Длина самолета, м |
13,60 |
Размах крыла, м |
18,80 |
Площадь крыла, м² |
48,80 |
Высота самолета, м |
4,55 |
Массы, кг |
пустого самолета |
8280 |
нормальная взлетная |
11850 |
Силовая установка |
Мотор |
2 × ПД АМ-39Ф |
Мощность, л.с. |
2 × 1885 |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
у земли |
547 |
на высоте |
640 |
Крейсерская скорость, км/ч |
612 |
Практическая дальность, км |
1530 |
Практический потолок, м |
10100 |
Вооружение |
Три 12,7-мм пулемет УБТ |
|
Вооружение. Два оборонительных 12,7-мм пулемета УБТ и две 20-мм пушки ШВАК в корнях крыла. Бомбовая нагрузка - 1000 кг, максимальная - 3000 кг.
А.Н. Туполев возлагал большие надежды на модифицированные моторы А.А. Микулина. К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться.
Самолет «63» 2 × АМ-39Ф (СДБ-2) был закончен в опытном производстве завода № 156 в октябре 1944 г. На самолете максимально использовались детали и агрегаты последних серийных самолетов Ту-2, уже прошедших боевую эксплуатацию.
С 29 ноября по 4 апреля 1945 г. проходили доводочные испытания машины «63-2». Они проводились заводом № 156 совместно с НИИ ВВС. По ходу испытаний в самолет вносились необходимые изменения:
Для увеличения путевой устойчивости вертикальное оперение поставлено увеличенное, как на последних серийных самолетах Ту-2 (площадью 5,81 м² вместо 4,37 м²).
Для облегчения работы летчика выполнено новое управление заслонками водо- и маслорадиаторов.
Для улучшения обзора фонарь пилота переделан.
Для влезания экипажа с задней кромки Центроплана на самолете сделана выдвижная ступенька.
Для улучшения условий работы штурмана как в дневных, так и в ночных полетах, выполнено остекление его кабины согласно утвержденного макета.
Камеры, установленные на самолете "103", имели конструктивный дефект, который принят НИРП к устранению в серии.
Для улучшения торможения воздушная система заменяется гидравлической.
Для устранения попадания слишком теплого воздуха в кабину пилота введены дополнительные переборки.
Для устранения попадания выхлопных газов в туннель радиатора изменено взаимное расположение выхлопных коллекторов и входного отверстия радиатора.
Для сокращения продолжительности заливки количество бензобаков уменьшено, а сечение бензопроводов увеличено.
Система дренажа упрощена, аналогично серийной машине.
Для обеспечения нормальных температурных режимов радиаторы дополнительного контура увеличены, входные отверстия туннелей улучшены.
Электрическое управление регулятора винта Р-10 заменено на механическое тросовое, это одобряется летчиками.
После этого машину передали на государственные испытания. Они продолжались с 5 апреля по 16 мая 1945 г. В отчете по испытаниям зафиксировано:
Отличия «63-2» от «63-1»: "Установлены опытные моторы АМ-39Ф, экипаж увеличен до 3-х человек, установлена броневая защита экипажа, запас бензина увеличен с 2150 л до 2360 л, упрощены гидро- и бензосистемы, установлено новое хвостовое колесо с механическим управлением стопором, изменено шасси - вместо вилки поставлена одиночная стойка (только на этом варианте), увеличено горизонтальное оперение, пулеметы ШКАС заменены на УБТ и ряд других."
В отчете отмечалось, что машина по своим летным данным значительно превосходит однотипные отечественные и зарубежные самолеты, в том числе и «Москито». Был отмечен и ряд дефектов, наиболее серьезным из которых признали недостаточный обзор штурмана. Самолет не был рекомендован в серию, так как уже начинались испытания машины «68» (Ту-10), от которой ждали еще более высоких характеристик.
Самолет «104»
В мае 1944 года согласно предложению А.Н. Туполева, ОКБ приступило к установке на серийном самолете Ту-2 № 104 (выпущенного в 1942 году Омским заводом № 166) радиолокационной аппаратуры ПНБ-4. Работа шла достаточно быстро. Уже 27 мая 1944 года состоялся осмотр макетной комиссией размещения блоков ПНБ-4 на самолете Ту-2. К концу июня опытная машина, получившая условный шифр самолет «104» была закончена и в ночь на 2 июля перевезена на аэродром Чкаловское, где располагалось НИИ Спецслужб КА. 18 июля 1944 года на самолете «104» летчик-испытатель А.Д. Перелет с аэродрома ГК НИИ ВВС совершает первый вылет. В качестве ведущего инженера по испытаниям спецоборудования самолета «104» от ОКБ А.Н. Туполева участвует Л.Л. Кербер. С 10 августа 1944 года по 7 июня 1945 года проводились совместные испытания и доводки радиолокационной аппаратуры, по окончанию которых самолет был передан в ГК НИИ ВВС для Государственных испытаний.
Самолет «104» испытывался с полетной массой 9814 кг и по отношению к серийному Ту-2 имел следующие отличия:
в нижней части фюзеляжа в грузоотсеке были установлены две пушки ВЯ-23;
была изменена схема дренажа в отъемных частях крыла;
установлен автомат курса;
установлен подвижной стабилизатор с диапазоном установки на земле от 0° до минус 4°;
установлены блоки аппаратуры ПНБ-4.
Установленная аппаратура ПНБ-4 состояла из:
передатчика со специальной антенной;
умформера, питающего передатчик;
индикатора летчика;
приемника с селектором и умформером;
индикатора оператора;
щитка управления аппаратурой;
двух азимутальных и двух зенитных антенн.
Станция ПНБ-4 прошла Государственные испытания на самолете «104», но в серию запущена не была, предпочтение было отдано РЛС Гнейс-5с, имевшей аналогичные данные, но опережавшей ПБН-4 по освоению в серии. Сам же самолет «104» в 1946 году был передан в ОКБ П.О. Сухого, где был переделан в прототип учебно-тренировочного бомбардировщика УТБ.
Источники
- "Бомбардировщик Туполева Ту-2" /Владимир Ригмант./
- "Ту-2 лучший бомбардировщик Великой Отечественной." /Николай Якубович/
- "Туполев" /Леонид Кербер/
- "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
|