Авиация Второй мировой

Home English

Ту-2П

Экспериментальный самолет

ОКБ Туполева

Ту-2П

Экспериментальный самолет, получивший обозначение Ту-2П, создавался для определения эффективности применения крупнокалиберных авиационных пушек, предназначавшихся, главным образом, для борьбы с самолетами-бомбардировщиками. Первое такое орудие РШР со сменными стволами калибра 57 и 45 мм создали конструкторы С.Е. Рашков, В.Е. Шенцов и С.С. Розанов. Длина пушки была столь велика, что ее казенную часть с боезапасом пришлось размещать в грузовом отсеке Ту-2 в районе центроплана. Поскольку это была летающая лаборатория, то остальное вооружение бомбардировщика демонтировали, сократив экипаж до двух человек, при этом штурман располагался в задней кабине. Заводские летные испытания орудия проходили с 9 декабря 1946 г. по 28 февраля 1947 г. Весной того же года самолет передали в НИИ ВВС. Испытания проходили в НИИ с 21 апреля по 30 мая 1947 г. По их окончании было сделано заключение, что: "1. Авиационная автоматическая 57 мм пушка РШР-57 конструкции и изготовления ОКБ-16 министерства вооружения государственные летные испытания выдержала и может быть рекомендована для вооружения истребителей-перехватчиков...", однако самолет в серию не пошел - боевые стрельбы показали малую эффективность применения авиационных пушек большого калибра.

Фото Описание
Ту-2 с пушкой РШР-57/45, 1947 г. Ту-2 с пушкой РШР-57/45

К лету 1948 года в ОКБЛ-46 Министерства вооружения под руководством Е.В. Чарнко была создана автоматическая авиационная пушка Ч-21П калибра 57/76 мм. Для ее испытания базе бомбардировщика Ту-2 в ОКБ-30 А.П. Голубкова создали экспериментальный самолет под установку двух таких орудий. Самолет, получивший обозначение Ту-2П, предназначался для определения эффективности применения этого оружия при стрельбе по воздушным и наземным целям, а также поведения машины в воздухе.

Пушки с электропневматическим управлением стрельбой и перезарядкой установили параллельно строительной горизонтали фюзеляжа. При этом стволы орудий проходили под полом передней кабины экипажа. Для стрельбы предусмотрели прицел АСП-1Н, закрепленный на телескопической штанге.

Начальная скорость снаряда пушки в зависимости от калибра (57 или 76 мм) составляла соответственно 1087 или 920 м/с при весе осколочно-фугасного снаряда (ОФЗТ) 2,485 и 4,735 кг. Темп стрельбы ≈ 80 и 70 выстрелов в минуту соответственно. Патроны весили соответственно 6,5 и 9 кг. Боекомплект орудий не превышал 15 патронов на ствол.


Характеристики Ту-2П
Экипаж, чел. 2
Геометрия
Длина самолета, м 13,80
Размах крыла, м 18,86
Площадь крыла, м² 48,80
Массы, кг
пустого самолета 8404
максимальная взлетная 12720
Силовая установка
Мотор 2 × ПД АШ-82ФН
Мощность, л.с. 2 × 1850
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 492
на высоте 550
Практическая дальность, км 2250
Практический потолок, м 9350
Вооружение
Две 57 (76)-мм пушки Ч-21П  

Заводские летные испытания Ту-2П проходили с 18 января 1949 г. и продолжались до конца сентября 1949 г. и не выявили каких либо аномалий в поведении самолета. Испытания показали отсутствие деформаций планера после стрельб. На государственные испытания Ту-2П утвердили в начале декабря 1949 г., при этом главное орудие 4-21П так и осталось в опытных экземплярах.

Источники

  • " Бомбардировщик Туполева Ту-2" /Владимир Ригмант./
  • "Ту-2 лучший бомбардировщик Великой Отечественной." /Николай Якубович/
  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
Фото Описание
СБ 2М-105, брошенный на аэродроме летом 1941 г. Самолет отличается увеличенной верхней частью фонаря летчика. На стоянке лежат транспортные контейнеры с авиабомбами ФАБ-100. Цилиндры светло-серого цвета являются контейнерами (кассетами) для мелких авиабомб, которые устанавливались вертикально в бомбоотсеке самолета.
Лето 1941 г. Внешне абсолютно исправный СБ 2М-103, вероятно совершил вынужденную посадку в поле после выработки горючего, затем был спешно покинут экипажем. В пользу версии говорят открытые створки кабины штурмана, сдвинутый фонарь пилота и задранная вверх, едва видимая верхняя часть турели МВ-3.
Самолет СБ 2М-105, оставленный на аэродроме при отступленим Красной армии летом 1941 г. Капотирование левого двигателя отсутствует, турель МВ-3 открыта, пулемет ШКАС снят.
В полете пара СБ, оснащенных двигателями М-103. Фонарь задней кабины полностью открыт и стрелок, стоя в турели ТУР-9, демонстрирует готовность к открытию огня. Нижний люк также открыт, однако пулемет ШКАС отсутствует. Снимок сделан с самолета УТИ-4, законцовку крыла которого мы видим.
Пара СБ 2М-103 из состава Западного фронта в боевом полете 30 июля 1941 г. На ближнем самолете можно рассмотреть выпущенную радиоантенну, максимально открытые створки радиаторов.
Сентябрь 1941 г. Экипаж (слева направо) - летчик, мл. лейтенант И.М. Левин, штурман лейтенант П.Н. Полосухин, стрелок-радист С.П.Рожков вернулись с боевого задания на разведку. Характерно, что штурман, стоящий в центре, один из троих членов экипажа одет в утепленный комбинезон, т.к. в передней кабине СБ сильно задувало.
СБ 2М-103 летчика Левина закатывают после боевого вылета для маскировки.
Пять СБ из состава Высшей авиашколы пилотов (ВАШП) Приволжского военного круга в г. Энгельсе, прилетевшие в Москву для участия в празднике авиации, посвященного празднованию победы над Германией. Самолеты расположены на окраине аэродрома Быково под Москвой, оборудованы двигателями М-105РА с увеличенной втулкой воздушного винта, при этом старые обтекатели ВВ не устанавливались, (парад по причине плохой погоды не состоялся).