Авиация Второй мировой

Home English

У-2 (По-2)

Учебный самолет

ОКБ Поликарпова

По-2

Этот самолет, созданный под руководством Поликарпова в 1928 году стал одним из лучших и самых известных отечественных самолетов. Он применялся более 35 лет. После смерти Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2.

У-2 разрабатывался для первоначального обучения и как нельзя лучше соответствовал своему назначению. Он обладал прекрасными пилотажными качествами, в штопор его можно было ввести только преднамеренно, и он легко выходил из него. У-2 прощал даже очень грубые ошибки летчика, а благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам мог взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую совершенно не подготовленные.

По своей схеме У-2 - типичный биплан. Конструкция деревянная с полотняной обшивкой. Мотор воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. - первый полностью отечественной конструкции. Как и самолет, мотор М-11 оказался на редкость удачным. Более двух десятилетий он оставался основным и практически единственным отечественным двигателем для легкомоторной авиации. У-2 строился не только как учебный самолет. Он имел множество вариантов самого разнообразного назначения.

Среди них сельскохозяйственные (для опыления), связные, штабные, санитарные, для аэрофотосъемки, пассажирские, поплавковые и целый ряд экспериментальных. В годы Великой отечественной войны этот небольшой учебный самолет переделали в легкий ночной бомбардировщик, который мог брать до 350 кг бомб. В задней кабине этого самолета, названного У-2ВС, располагалась стрелковая точка с пулеметом. На фронтах действовало несколько авиационных полков, вооруженных У-2ВС, которые в ночное время суток наносили удары по переднему краю и ближним тылам противника.

У-2 строился серийно до 1935 года, а эксплуатировался еще дольше. Всего было выпущено 33000 таких самолетов.

Учебные и спортивные самолеты
У-1 У-2 УТ-2 УТ-1
Экипаж, чел. 2 2 2 1
Год выпуска 1922 1928 1935 1937
Геометрия
Длина самолета, м 8.78 8.17 7.0 5.75
Размах крыла, м 10.85 11.4 10.2 7.3
Площадь крыла, м² 30 33.15 17.12 9.58
Массы, кг
Взлетный вес 840 890 932 598
Силовая установка
Мотор М-2 М-11 М-11Г М-11Е
Мощность, л.с. 120 100 110 150
Лётные данные
Скорость, км/ч max 137 150 205 257
пос. 68 67 90 80
Практический потолок, м 4500 3820 3100 7120

У-2ВОМ-1

У-2ВОМ-1
  • Легкий ночной бомбардировщик
  • ОКБ Поликарпова

Этот самолет стал первым У-2, специально приспособленным в стационарных условиях для ведения войны. Он предназначался для реализации предложения ОКБ НИИ ГВФ по использованию огневых мешков, разработанных НИИ-6. Мешки емкостью по 30 л выполнялись из клеенчатой бензостойкой ткани, заполнялись особой вязкой огневой смесью. Сбрасывать их предполагалось с высоты 50-60 метров, на высоте несколько метров происходил взрыв смеси, и она накрывала цель.

Переоборудование У-2 велось в мастерских Московской авиагруппы ГВФ во Внуково, начиная с 11 октября 1941 года. После 15 октября в связи с начавшейся эвакуацией работы перенесли в Казань. Здесь удалось провести первые испытания по сбросу мешков: сначала снаряженных песком, а затем и боевых. В ноябре НИИ ГВФ перевели в Актюбинск, где в декабре 1941 года самолет полностью дооборудовали и испытали в воздухе.

Схема У-2ВОМ-1

Самолет получил обозначение "ВОМ-1" (воздушный огнемет), его основным отличием от учебного У-2 стали две транспортно-боевые кассеты: хвостовая и нижняя. Хвостовая кассета была оборудована за второй кабиной, состояла из четырех отсеков, в которые вертикально вписывались цилиндры диаметром 260 мм. Загрузка производилась через верхний люк, закрываемый съемным гаргротом. При открытии нижнего двухстворчатого люка огневые мешки вываливались под собственным весом из всех четырех отсеков.

Нижняя коробчатая кассета, также разделенная на четыре отсека, монтировалась под передней кабиной фюзеляжа. Заряды укладывались спереди кассеты, затем закрывались обтекателем. Сбрасывание зарядов из нижней кассеты можно было производить в два приема. Таким образом, используя боезапас в двух кассетах, самолет мог осуществить максимально три захода на цель.

Характеристики У-2ВОМ-1
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,40
Площадь крыла, м² 33,15
Длина самолета, м 8,17
Силовая установка
1 × ПД радиальный М-11Д, мощностью л.с. 1 × 115
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 797
Нормальная взлетная 1150
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 130
Крейсерская скорость, км/ч 110
Практическая дальность, км 430
Практический потолок, м 3000
Вооружение
один 7.62-мм пулемет ПВ-1, кассеты с зажигательной смесью

Кроме того, BOM-1 оборудовали бронеспинкой (от самолета Пе-2), генератором ДОС-1, посадочной фарой (часть машин оборудовали фарой ФС-100 от Р-5, а на остальных ставили тракторные и автомобильные рефлекторы).

Испытания показали полную пригодность самолета для боевого применения, механизм сбрасывания действовал безотказно. Сама конструкция кассет позволяла осуществлять доставку и сброс боеприпасов, продуктов и медикаментов. Все изменения в летных данных самолета расценивались как допустимые.

В дополнение к перечисленному на ВОМ-1 оборудовали и провели испытания курсовой стрелковой установки с пулеметом ПВ-1. Пулемет, в зависимости от наличия (с левым или правым питанием патронов), устанавливался на левое или правое крыло У-2. Питание пулемета осуществлялось из патронной коробки, установленной в фюзеляже.

Вес пулеметной установки без патронов составлял 25 кг, запас патронов 500-800 штук, каждые 100 патронов весили 3 кг. Для прицеливания использовали простейший кольцевой прицел или прицел ОП-1. Предполагая, что пулеметы будут устанавливаться в полевых условиях, разработчики из НИИ ГВФ подготовили специальную брошюру, снабженную подробной инструкцией и чертежами.

Известно, что в декабре 1941 года были построены пять серий ВОМ-1, которые позднее использовались на фронте.

Подробно

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • "Советские самолеты" /А.С. Яковлев/
U-2 in flight