Самолет По-2 и его модификации.
М.В. Липатов. Редиздат Аэрофлота. Москва-1951.
Глава VIII. Оборудование самолета.
1 2
Гироскопические приборы
На самолетах типа По-2 установлены два гироскопических прибора: авиагоризонт и указатель поворота. В качестве источника разряжения в корпусах гироприборов - авиагоризонта и указателя поворота - применены трубки Вентури, установленные на обоих бортах самолета (рис. 121).
Рис. 121. Установка большой трубки Вентури.
Авиагоризонт заменяет естественный горизонт в слепом полете и дает возможность пилоту быстро установить положение самолета относительно естественного горизонта. На самолетах По-2 устанавливают авиагоризонты двух типов: АГ-3 (рис. 122) или АГП-2.
Указатель поворота и скольжения представляет собой сочетание двух приборов: указателя поворота и указателя скольжения.
Указатель поворота служит для определения углов поворота самолета относительно вертикальной оси.* Указатель скольжения служит для определения углов крена самолета и скольжения относительно продольной оси. Совместная работа этих двух приборов дает возможность контролировать, правильно ли выполнен поворот, а также определить положение самолета относительно горизонта в поперечном отношении.
Источником разрежения для указателя поворота служит малая трубка Вентури, которая установлена на правой стороне фюзеляжа снаружи (рис. 123). Проводка выполнена дюритовым шлангом сечением 6 X 11 мм. Для герметичности в местах соединения у штуцеров шланг зажимается специальными хомутиками.
прим. админ. * - гироскоп с двумя степенями свободы в указателе поворота реагирует на угловую скорость (в данном случае поворота), в отличие от авиагоризонта, в коем гироскоп с тремя степенями свободы реагирует на угловое отклонение.
2. Электрооборудование
На самолете По-2 применена двухпроводная система электрооборудования, т. е. к каждому потребителю подведены по два провода плюс и минус, по которым поступает электрический ток от источника к потребителю. Источником электроэнергии на самолете является аккумулятор 12А-10 на 10 а-ч с напряжением 24 в.
Потребители электроэнергии на самолете По-2 приведены в табл. 6.
№ п.п. |
Наименование потребителя электроэнергии |
Кол-во |
Потребл. мощн. вт |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Посадочная фара Бортовые аэронавигационные огни (АНО) Хвостовой АНО Освещение планшетных карт Освещение кабин Освещение компаса Обогрев ПВД Обогрев АЧС Лампа переносная ПЛ-36 |
1 4 1 2 4 2 1 1 1 |
100 40 10 20 40 6 40 10 10 |
|
Итого . . . |
- |
276 |
Из полной потребной мощности электрооборудования 276 вт потребители длительной нагрузки берут 176 вт, a кратковременной (фара) — 100 вт.
Потребители тока разделены на две независимые друг от друга ветви с собственными предохранителями БЗ-20. Емкость аккумулятора вполне достаточна для двухчасового полета в ночное-время. Вес этого электрооборудования составляет 20,5 кг. Принципиальная схема электрооборудования показана на рис. 124.
Рис. 124. Принципиальная схема электрооборудования самолета По-2.
Проводка электросети выполнена специальным самолетным проводом марки ЛПРГС сечением 0,75 и 1,5 мм². Провод ЛПРГС имеет витую жилу, обстоящую из большого числа медных луженых проволочек. Изоляция провода состоит из трех слоев - слоя хлопчатобумажной пряжи, вулканизированной резины и хлопчато-бумажного чулка) с цветными прядями, покрытого сверху пленкой бензостойкого нитролака. Благодаря наличию гибкой медной жилы, а также эластичности .резиновой изоляции провод ЛПРГС обладает большой гибкостью. Все провода имеют буквенно-цифровую маркировку.
Размещение электрооборудования иа самолете
Аккумулятор 12А-10 установлен в передней кабине на полу между ручкой управления и педалями. Аккумулятор устанавливается в контейнере. От аккумулятора идет жгут проводов, проложенный под полом, к блок-защите БЗ-20, четырехклеммным коробкам, установленным на рамном шпангоуте, и к блоку выключателей, расположенному на горизонтальной панели в первой кабине слева. Для контроля напряжения в аккумуляторе на горизонтальной панели справа установлен вольтметр.
Для освещения приборной доски и компаса внутри передней кабины установлено шесть кабинных ламп (по две на каждом кронштейне). Проводка к этим лампам и вольтметру смонтирована под обшивкой и проходит с передней стороны панели внизу. Справа между кабинами смонтирована штепсельная розетка, предназначенная для переносной лампы ПЛ-36.
Фара ФЗС-155 установлена на переднем лонжероне левого нижнего крыла между нервюрами № 8 и 9 под углом 18° влево от продольной оси самолета. Проводка от блок-выключателей к посадочной фаре выведена по борту фюзеляжа первой кабины (под полом) и проходит через отверстие в обшивке левой боковины фюзеляжа к двухклеммной коробке, установленной на переднем лонжероне левого нижнего крыла. От двухклеммной коробюи жгут проложен по лонжерону до нервюры № 2, по нервюре — до стрингера и по стрингеру — до нервюры № 8, а затем к фаре.
Аэронавигационные огни (АНО) расположены на верхнем крыле: справа — два зеленых, слева — два красных, на хвосте — белый. Крыльевые огни крепятся с помощью деревянных подкладок около нервюры № 16. Хвостовой огонь установлен в специальном кронштейне на ободе руля направления.
Дата публикации на сайте: 12.07.2011
1 2
|