Авиация Второй мировой

Home English

УТ-2М

Учебно-тренировочный самолет

ОКБ Яковлева

УТ-2М на заправке топливом

УТ-2 - учебно-тренировочный двухместный низкоплан, развитие АИР-9 и АИР-10, но фюзеляж и центроплан - деревянные. Обшивка самолета - фанера с полотном. Первый полет - май 1935 г. с мотором М-11 мощностью 100 л.с.

УТ-2 стал одним из основных учебных самолетов в военных школах и аэроклубах. Его скорость - 205 км/час, потолок - 3500 м. Значительно более строгий в пилотировании УТ-1 использовался главным образом для тренировки летчиков - командиров подразделений и инструкторов. Его скорость - 257 км/час, потолок - 7120 м. В предвоенные годы летчики-спортсмены установили на УТ-1 и УТ-2 несколько международных рекордов (в том числе женских) высоты, скорости и дальности полета для самолета такой весовой категории. УТ-2 строился серийно с 1937 г. по 1944 г. и до 1948 г. являлся основным учебным самолетом в летных школах ВВС.

С целью улучшения штопорных характеристик в 1941 г. был создан самолет УТ-2М, отличавшийся увеличением стреловидности и поперечного V крыла, измененным хвостовым оперением, уменьшением площади элеронов и др. УТ-2М был очень прост в управлении, прощал грубые ученические ошибки, не входил в плоский штопор, а в крутой штопор входил очень неохотно и выходил из него даже при нейтральных рулях без малейшего запаздывания. Самолет получил широкое признание и высокую оценку. Применение УТ-2 постоянно расширялось, и к началу войны он полностью заменил У-2 в качестве учебного самолета.

Характеристики УТ-2
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 10,20
Площадь крыла, м² 17,20
Длина самолета, м 7,00
Высота самолета, м 2,55
Силовая установка
1 × ПД воздушного охл. М-11Е, мощностью л.с. 1 × 150
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 616
Нормальная взлетная 856
Максимальная взлетная 938
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 205
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 3500
Фото Описание
Схема УТ-2

Схема УТ-2М

УТ-2МБ

Легкий штурмовик

УТ-2МБ

В 1942 г. ОКБ А.С. Яковлева разработало вариант вооруженного самолета УТ-2В, предназначенного для обучения бомбометанию в летных училищах. Самолет выпускался серийно.

На основе опыта постройки УТ-2В и, по-видимому, опираясь на опыт боевого применения вооруженного самолета УТ-1, заводом N247 был оборудован и прошел испытания в НИИ ВВС вооруженный самолет УТ-2МВ с мотором М-11Ф (140 л. с.), предназначенный для боевого применения на фронте в качестве легкого бомбардировщика.

За основу был взят модернизированный самолет УТ-2М, обладающий большими запасами устойчивости и менее строгой техникой пилотирования.

Под крылом устанавливались четыре бомбардировочных замка ДЕР-31, обеспечивающих подвеску четырех бомб калибра 50 кг при одном члене экипажа и двух бомб по 50 кг при двух членах экипажа. Возможна была подвеска восьми реактивных снарядов РС-82 и двух бомб по 50 кг при одном члене экипажа. С РС-ами самолет мог применяться как легкий штурмовик.

Испытания вели ведущий инженер-летчик Синельников и ведущий инженер Калилец. В ходе испытаний было установлено, что точность бомбометания низкая. Максимальная скорость полета - 176 км/ч.

В своем письме А.И. Шахурину А.С. Яковлев писал: "Данное вооружение будет весьма эффективным при применении самолета в качестве ночного легкого бомбардировщика-штурмовика". Яковлев просил Шахурина дать распоряжение об изготовлении 20 самолетов УТ-2 с бомбардировочным и реактивным вооружением для посылки на фронт в составе одного полка в целях проверки их качеств в боевых условиях.

В соответствии с постановлением ГОКО от 9 сентября 1942 г. завод № 600 приступил к серийному производству самолетов УТ-2МВ. В 1942 г. предполагалось изготовить 17 серийных УТ-2МВ. Причем внедрение установки балок РО-82 предполагалось осуществлять с 1943 г. Однако серийный выпуск так и не состоялся.

Характеристики УТ-2МБ
Экипаж 1(2)
Размеры
Размах крыла, м 10,20
Площадь крыла, м² 17,20
Длина самолета, м 7,00
Высота самолета, м 2,55
Силовая установка
1 × ПД М-11Ф, мощностью л.с. 1 × 140
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 620
Максимальная взлетная 1150
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 215
Крейсерская скорость, км/ч 186
Практическая дальность, км 450
Практический потолок, м 3200
Вооружение
4 × 50-кг бомбы или 8 × РС-82 и 2 × 50-кг бомб

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • Штурмовики Красной Армии /Владимир Перов, Олег Растренин/
  • Рассказы авиаконструктора /А.С. Яковлев/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш Post:

Схема Як-18

January 11, 2023

АИР — обозначение первых самолётов Александра Сергеевича Яковлева.
Названы в честь председателя Центрального совета (ЦС) Осоавиахима Алексея Ивановича Рыкова. За период с 1927 года по 1940 год было создано 20 типов самолётов — от АИР-1 (АИР, авиамотоциклетка) до АИР-19.

15 07 2020.
Логичным продолжением УТ-2 стал Як-18 - цельнометаллический самолет с убирающимся шасси, созданный в 1946 г., который по всем геометрическим параметрам и аэродинамическим характеристикам практически повторял УТ-2 выпуска 1937 г. Его первая модификация имела двигатель М-11ФР, мощностью 160 л.с., при этом самолет развивал максимальную скорость 250 км/час, при крейсерской скорости 205 км/час.
---

Як-18