Авиация Второй мировой |
Самолёты | Петляков | ВИ-100 | Пе-2 | Пе-2 | Пе-2 M-82 | Пе-2Р | Пе-2 1945г | Пе-2И | Пе-3 | Пе-8 | Пе-8 М-82 | Пе-8 «ОН» | Фото и схемы | Боевое применение Документы штаба | Пе-2 | Пе-2 | Пе-2Р | Пе-3 | Пе-8 | 746 АП ДД | Пе-8 № 4214 | Пе-8 № 42086 РТЭ и РЛЭ Пе-2 1945 | |
Первый полет на "100" П.М. Стефановский совершил 22 декабря 1939 г. В ходе испытаний новой машины было выявлено много замечаний. Потребовалась доработка амортизаторов стоек шасси, система охлаждения масла обладала недостаточной производительностью на высотах свыше 5000 м и начиная с высоты 6000 м, превышала максимально допустимую. Несмотря на двукратную замену моторов, маслонасосов и другого оборудования, на испытаниях не удалось достичь удовлетворительных высотно-скоростных характеристик "сотки". На больших высотах падала скороподъемность. Наивысшая скорость, полученная при "прогоне площадки" на высоте 6600 м, составила 538 км/час. Высоту 1000 м истребитель с нормальной полетной массой 7265 кг набирал за 6,8 мин. За период заводских испытаний с 22 декабря 1939 г. по 10 апреля 1940 г. самолет находился в доводке и ремонте (после вынужденной посадки "на брюхо" из-за невыпуска лыжного шасси) 122 суток, а летал только 11 дней. Всего было выполнено 23 полета. Начиная с 11 апреля 1940 г. "сотка" проходила государственные испытания в НИИ ВВС Красной Армии. Первый экземпляр самолета опять пилотировал майор Стефановский, штурманом был майор Никитин. На втором экземпляре, так называемом "дублере", летали пилот капитан А.М. Хрипков и штурман П.И. Перевалов. На "дублёре", помимо кассет, была предусмотрена внутренняя подвеска авиабомб калибром 25-100 кг. Впрочем, "дублер" оказался несчастливой машиной. Во время 11-го полета из-за негерметичностн бензосистемы и искрения контактов переключателей в кабине пилота возник пожар. Ослепленный дымом Хрипков был вынужден быстро посадить самолет, в результате чего из-за высокой вертикальной скорости истребитель скапотировал. Экипаж получил травмы, машина была практически разрушена. На оставшемся единственным первом экземпляре "сотки" продолжили испытания. Для увеличения путевой устойчивости на машине нарастили кили примерно на треть площади (с 0,77 до 1 м²). Продольная устойчивость машины также была признана недостаточной и для ее повышения было предложено увеличить угол стреловидности консолей, что впоследствии и было сделано на Пе-2. При полностью выпущенных посадочных щитках посадка "сотки" на "три точки" оказалась невозможной, так как не хватало рулей, поэтому было рекомендовано не выпускать закрылки полностью, а на серийных машинах изменить угол установки стабилизатора. Самым же неприятным открытием оказались свойства профилей крыла на скоростях, близких к посадочным. На больших углах атаки, характерных для посадки, происходил несимметричный срыв потока. В ходе государственных испытаний было выполнено 34 полета с общим налетом 13 ч 25 мин и в целом самолет соответствовал всем требованиям технического задания, за исключением скорости, поскольку на разных высотах он не добирал 10-20 км/час. Несмотря на выявленные недостатки, общее заключение по испытаниям самолета "100" было благоприятным. В нем отмечалось: "1. Самолет "100" представляет собой наиболее удачное разрешение проблемы создания вооруженной машины с герметичной кабиной. Необходимо построить опытную серию самолетов "100"... ... 3. В целях использования высокой аэродинамики самолета "100" целесообразно создание на его базе пикирующего бомбардировщика без гермокабины. Необходимо построить опытную серию. Макет этого самолета предъявить на утверждение к 1 июня 1940 г..." Третий пункт заключения резко изменил судьбу "сотки". Перед руководством советской авиапромышленности стояла проблема быстрой замены основного фронтового бомбардировщика советских ВВС - СБ, сконструированного еще в 1934 г. и устаревшего к началу войны ВОВ. Требовалась новая массовая машина для фронтовой авиации, и ею должен был стать пикирующий бомбардировщик. В результате на отчете по испытаниям "сотки" появилась резолюция начальника ВВС Красной Армии командарма 2-го ранга Я.В. Смушкевича: "Акт утверждается с внесением поправки в заключение: самолет "100" в пикирующем варианте признать целесообразным для серийной постройки".
Источники
|