ВИТ-1
Воздушный истребитель танков
ОКБ Поликарпова
В 1936 году конструкторское бюро Н.Н. Поликарпова приступило к работе над многоцелевым самолетом, ставшим родоначальником небольшого семейства опытных машин. Первый опытный образец - воздушный истребитель танков ВИТ-1 - был построен летом 1937 года.
ВИТ-1 (СВБ, МПИ-1) — трехместный многоцелевой самолет, воздушный истребитель танков, самолет воздушного боя, пикирующий бомбардировщик, разведчик, многоместный пушечный истребитель, ближний скоростной бомбардировщик. Двигатели 2М-103. Самолет цельнометаллический, рассчитанный по нормам прочности истребителей на 13-кратную перегрузку. Схема — низкоплан с вертикальным оперением, полого переходившим в фюзеляж овального сечения. Кабины летчика и заднего стрелка — над лонжеронами крыла. Фюзеляж — полумонокок, каркас его образован закрытыми профилями и клепаными рамами. Лонжероны крыла сварные, ферменные, трубчатые из стали ХМА, нервюры форменные из дуралюминовых профилей и раскосов-труб. Оперение цельнодуралюминовое, рули с аэродинамической осевой компенсацией и триммерами. Колеса шасси убирались назад в мотогондолы, хвостовое колесо не убиралось.
Компоновка водорадиаторов - специальные выдвижные корзинки, в которые они помещались, была необычна для двухмоторного самолета. Корзинки подвешивались под крылом, с внешней стороны двигателей, управляясь автоматически от термотстата. В зависимости от температуры водорадиаторы выдвигались в воздушный поток, или почти полностью убирались в крыло.
На ВИТ-2 от выдвигающихся в полете корзинок отказались и водорадиаторы были перенесены в корни крыла, таким образом решалась задача уменьшения площади поперечного сечения радиатора. Температура масла регулировалась изменением угла открытия створки маслорадиатора. Такая схема позволяла легко реализовать автоматическую регулировку температуры масла (АРТМ).
Вооружение — две пушки Шпитального (37-мм) вперед, в центроплане у фюзеляжа, одна пушка ШВАК-20 в носу фюзеляжа (подвижная +- 10° в стороны) и один пулемет ШКАС на задней турели, бомб 2 × 500 кг на наружной подвеске и до 600 кг в фюзеляже. Разрабатывалось семь вариантов вооружения. Здесь была предпринята попытка осуществить идею уничтожения танков с воздуха огнем мощного пушечного оружия и бомбами. Первый полет был летом 1937 г. Были достигнуты скорость более 450 км/ч и дальность полета 1000 км. Решено было поставить на самолет более мощные двигатели и внести некоторые изменения в конструкцию.
В качестве основного недостатка отмечался относительно большой вес пушки и отсутствие ленточного питания.
Программа полигонных летных испытаний полностью не была закончена, вследствие того, что конструкция самолета ВИТ-1 была недоработанной и полеты на нем, по мнению летчика-испытателя полигона, были опасны.
При стрельбе в полете из обоих пушек выявилась такая особенность как "ощущение стопорения в поступательном движении".
При стрельбе из одной пушки самолет разворачивался в сторону стреляющей пушки. Естественно, что это должно было сказаться на точности стрельбы при длинной очереди. Дело в том, что отдача пушек была соизмерима с тягой ВМГ.
Надо сказать, что с этой проблемой в той или иной мере пришлось столкнуться всем разработчикам противотанковых самолетов, которые создавались в последующем.
Летно-технические характеристики двухмоторных самолетов Поликарпова приводятся по данным заводских испытаний:
|