Авиация Второй мировой |
Из 1445 имевшихся в наличии самолетов было 665 истребителей. Наибольшему усилению подверглись ВВС СФ, учитывая их важную роль в обороне северных портов Мурманска и Архангельска, куда приходила большая часть поставок по ленд-лизу из США и Великобритании; в то же время численность остальных воздушных сил флота значительно сократилась, и лишь к концу войны она приблизилась к уровню 1941 г. Организация этих подразделений была такой же, как и в других воздушных силах, использовались самолеты тех же типов, воинские звания соответствовали армейским. Однако после 1941 г. обмена между морской авиацией и другими ее видами не происходило. В мае 1942 г. произошло наиболее крупное преобразование структуры фронтовой и армейской авиации, которая была разбита на отдельные воздушные армии (ВА). В каждом из фронтов было по нескольку ВА с самолетами всех типов; в состав ВА входило от пяти до восьми авиадивизий (АД). Эта система оказалась достаточно гибкой и эффективной, в конечном итоге численность ВА достигла 18, в некоторые из них входило до 13 АД. Во время главных наступательных операций ВА перебрасывались с относительно спокойных участков фронта туда, где происходили основные события, и присоединялись к действующим там ВА. Первоначальная структура сформированных ВА, с учетом истребительной авиации, имела следующий вид:
ГВАРДЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯВскоре после начала Великой Отечественной войны некоторым авиационным полкам было присвоено звание «гвардейских», чтобы отметить их особые заслуги в боевых операциях. После этого личный состав этих подразделений получил право добавлять в своему званию слово «гвардия» и носить специальную «гвардейскую» нашивку на своей форме. Эта эмблема также часто изображалась и на фюзеляжах самолетов. Звание гвардейских подразделений в Красной армии было учреждено 18 сентября 1941 г., однако лишь 6 декабря это звание было впервые фактически присвоено шести авиаполкам (среди них четыре истребительных и один штурмовой). Это может привести к некоторой путанице, поскольку слово «гвардейский» не просто добавлялось к номеру подразделения. На практике каждому подразделению, удостоенному звания «гвардейский», присваивался и соответствующий порядковый номер. В результате после начала присвоения этого звания в декабре 1941 г. произошла следующая перенумерация гвардейских авиаполков, которая носила совершенно случайный характер:
За время войны звание гвардейских в общей сложности получили 266 подразделений ВВС Красной армии, в том числе 84 истребительных авиаполка. Только один из них, а именно 26-й, случайно сохранил прежний номер, получив звание гвардейского. Были случаи, когда подразделения имели одинаковые номера, действуя в разных родах войск: например, в ноябре 1942 г. 27-й ГвИАП появился вместо 123-го ИАП ПВО, в то же время существовал 27-й ИАП, который в октябре 1943 г. превратился в 129-й ГвИАП. Ситуация запуталась еще больше, когда в январе 1942 г. звание гвардейских начали получать подразделения морской авиации, причем с собственными порядковыми номерами. Так, 2-й и 3-й ГвИАП морской авиации появились через месяц после возникновения 2-го и 3-го ГвИАП сухопутных войск! В 1943 г. различным ИАД были также присвоены почетные звания гвардейских и соответствующие номера; номера гвардейским авиационным подразделениям присваивались в хронологическом порядке независимо от типа — истребительные, штурмовые, бомбардировочные и т.д.; в то же время в родах войск также происходило присваивание номеров — сначала на уровне дивизий, а затем — корпусов. Наконец, в 1942—1943 гг. и в авиации дальнего действия (АДД) также возникли гвардейские подразделения со своими порядковыми номерами. В истребительной авиации дивизии и корпуса получили следующие номера:
|