Авиация Второй мировой

Home English

Организация ВВС РККА

1941-1945 г.

В июне 1941 г. в военных округах имелось около 57 ИАП, из которых 21 находился в состоянии модернизации за счет поступления самолетов новых типов. В это время штурмовых истребительных авиаполков (ШАП) было очень мало — всего семь, три из которых начали получать самолеты Ил-2. Однако после нападения Германии число авиаполков обоих типов начало быстро расти. Накануне начала реализации плана «Барбаросса» имевшиеся воздушные силы распределялись следующим образом:

Характеристики
Военные округа ИАД САД 1 ИАП ШАП
Ленинградский 3 4 13 (4) 1
Особый Балтийский 1 4 8 (3) 2 (1)
Особый Западный 1 3 12 (5) 2 (1)
Особый Киевский 2 5 17 (5) 2 (1)
Одесский - 3 7 (4) -
Всего 7 19 57 (21)2 7 (3)

1 - Смешанные авиадивизии.

2 - Числа в скобках обозначают количество модернизируемых подразделений.

Помимо этого, около 40 ИАП входило в истребительную авиацию ПВО. Эти подразделения были развернуты для защиты крупных городов — Ленинграда, Москвы, Сталинграда и т.д. Подразделения сыграли важную роль при обороне этих городов, когда они подвергались воздушным налетам, однако остались в этих регионах и после того, как угроза налетов снизилась; в результате их роль в последующих военных действиях значительно уменьшилась, когда перевес в войне уже перешел на сторону Советского Союза, а захватчики начали отступать. Они оставались в подчинении войск ПВО, однако многие летчики, служившие здесь во время мрачных 1941 — 1942 гг., были в последующем переведены во фронтовую авиацию.

Следует отметить, что проведению операций истребительной авиации ПВО препятствовало отсутствие сложной техники в системе противовоздушной обороны. В первые годы войны не было радиолокационных установок, не хватало средств централизованного управления, кроме того, была плохая координация действий батарей ПВО. Средства обеспечения боя в ночных условиях просто отсутствовали.

ВМФ также располагал собственной авиацией, приданной ему в 1938 г. Фактически у каждого флота была своя авиация, хотя и существовал некий обмен как подразделениями, так и летчиками. Эти воздушные силы и входившие в их состав подразделения обозначались соответствующими аббревиатурами, а именно:

ВВС КБФ (Краснознаменного Балтийского флота) 707
ВВС СФ (Северного флота) 114
ВВС ЧФ (Черноморского флота) 624
ВВС ТОФ (Тихоокеанского флота)  
Итого 1445

Из 1445 имевшихся в наличии самолетов было 665 истребителей. Наибольшему усилению подверглись ВВС СФ, учитывая их важную роль в обороне северных портов Мурманска и Архангельска, куда приходила большая часть поставок по ленд-лизу из США и Великобритании; в то же время численность остальных воздушных сил флота значительно сократилась, и лишь к концу войны она приблизилась к уровню 1941 г.

Организация этих подразделений была такой же, как и в других воздушных силах, использовались самолеты тех же типов, воинские звания соответствовали армейским. Однако после 1941 г. обмена между морской авиацией и другими ее видами не происходило.

В мае 1942 г. произошло наиболее крупное преобразование структуры фронтовой и армейской авиации, которая была разбита на отдельные воздушные армии (ВА). В каждом из фронтов было по нескольку ВА с самолетами всех типов; в состав ВА входило от пяти до восьми авиадивизий (АД). Эта система оказалась достаточно гибкой и эффективной, в конечном итоге численность ВА достигла 18, в некоторые из них входило до 13 АД. Во время главных наступательных операций ВА перебрасывались с относительно спокойных участков фронта туда, где происходили основные события, и присоединялись к действующим там ВА.

Первоначальная структура сформированных ВА, с учетом истребительной авиации, имела следующий вид:

Воздушная
армия
Дата
формирования
Фронт ИАД
1-я Май 1942г. Западный 201, 202, 203, 234, 235
2-я Май 1942г. Брянский 205, 206, 207
3-я Май 1942г. Калининский 209, 210, 256
4-я Май 1942г. Южный 216, 217, 229
5-я Июнь 1942г. Северо- Кавказский 236, 237, 265
6-я Июнь 1942г. Северо-Западный 239, 240
7-я Июнь 1942г. Карельский 258, 259
8-я Июнь 1942г. Юго-Западный 206, 220, 235, 268, 269
9-я Август 1942г. Дальневосточный 32, 249, 250
10-я Август 1942г. Дальневосточный 29
11-я Августь 1942г. Дальневосточный 96
12-я Август 1942г. Закавказский 245, 246
13-я Ноябрь 1942г. Ленинградский 275
14-я Июль 1942г. Волховский 278, 279
15-я Июль 1942г. Брянский 286
16-я Август 1942г. Резерв Ставки 220, 283
17-я Ноябрь 1942г. Юго-Западный 282, 288
18-я Декабрь 1941г. Авиация дальнего действия  

ГВАРДЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Вскоре после начала Великой Отечественной войны некоторым авиационным полкам было присвоено звание «гвардейских», чтобы отметить их особые заслуги в боевых операциях. После этого личный состав этих подразделений получил право добавлять в своему званию слово «гвардия» и носить специальную «гвардейскую» нашивку на своей форме. Эта эмблема также часто изображалась и на фюзеляжах самолетов.

Звание гвардейских подразделений в Красной армии было учреждено 18 сентября 1941 г., однако лишь 6 декабря это звание было впервые фактически присвоено шести авиаполкам (среди них четыре истребительных и один штурмовой). Это может привести к некоторой путанице, поскольку слово «гвардейский» не просто добавлялось к номеру подразделения. На практике каждому подразделению, удостоенному звания «гвардейский», присваивался и соответствующий порядковый номер. В результате после начала присвоения этого звания в декабре 1941 г. произошла следующая перенумерация гвардейских авиаполков, которая носила совершенно случайный характер:

Гвардейский авиаполк Предыдущий номер
1-й ГвИАП 29-й ИАП
2-й ГвИАП 526-й ИАП
3-й ГвИАП 155-й ИАП
4-й ГвПБАП 31-й ПБАП (пикирующие бомбардировщики)
5-й ГвИАП 129-й ИАП
6-й ГвШАП 215-й ШАП

За время войны звание гвардейских в общей сложности получили 266 подразделений ВВС Красной армии, в том числе 84 истребительных авиаполка. Только один из них, а именно 26-й, случайно сохранил прежний номер, получив звание гвардейского. Были случаи, когда подразделения имели одинаковые номера, действуя в разных родах войск: например, в ноябре 1942 г. 27-й ГвИАП появился вместо 123-го ИАП ПВО, в то же время существовал 27-й ИАП, который в октябре 1943 г. превратился в 129-й ГвИАП.

Ситуация запуталась еще больше, когда в январе 1942 г. звание гвардейских начали получать подразделения морской авиации, причем с собственными порядковыми номерами. Так, 2-й и 3-й ГвИАП морской авиации появились через месяц после возникновения 2-го и 3-го ГвИАП сухопутных войск!

В 1943 г. различным ИАД были также присвоены почетные звания гвардейских и соответствующие номера; номера гвардейским авиационным подразделениям присваивались в хронологическом порядке независимо от типа — истребительные, штурмовые, бомбардировочные и т.д.; в то же время в родах войск также происходило присваивание номеров — сначала на уровне дивизий, а затем — корпусов. Наконец, в 1942—1943 гг. и в авиации дальнего действия (АДД) также возникли гвардейские подразделения со своими порядковыми номерами.

В истребительной авиации дивизии и корпуса получили следующие номера:

Гвардейские истребительные авиадивизии Прежний номер авиадивизии Дата изменения номера
1-я 220-я Январь 1943 г.
2-я 102-я Январь 1943 г.
3-я 210-я (?) Март 1943 г.
4-я 274-я Март 1943 г.
5-я 239-я Март 1943 г.
6-я 268-я Март 1943 г.
7-я 209-я Май 1943 г.
8-я 217-я Май 1943 г.
9-я 216-я Июнь 1943 г.
10-я 210-я (?) Август 1943 г.
11-я 207-я Август 1943 г.
12-я 203-я Неизвестна
13-я 294-я Июль 1944 г.
14-я 302-я Июль 1944 г.
22-я 205-я Октябрь 1944 г.
Гвардейские истребительные авиакорпуса Прежний номер авиакорпуса Дата изменения номера
1-я 1-й Март 1943 г.
2-й 7-й (ПВО) Июль 1943 г.
3-й 4-й Июль 1943 г.
6-й 7-й Октябрь 1943 г.
Морская авиация
Гвардейские истребительные авиадивизии Прежний номер авиадивизии Дата изменения номера
1-я КБФ 3-я Июль 1943 г.