Як-7В
Учебно-тренировочный истребитель
ОКБ Яковлева
При разработке новой модификации учебно-тренировочной машины был принят во внимание опыт эксплуатации Як-7 УТИ. Як-7В разрабатывался в соответствии с установкой -производить быстрее и дешевле. На этот раз шасси сделали неубирающимся. Это не было чем-то новым, еще летом 1941 года такие изменения были предложены начальником конструкторского бюро завода № 301 Черенковым. Ниши шасси были зашиты, но остались небольшие лючки для осмотра крепления стоек. Для того, чтобы обучаемые приобретали навык уборки шасси, в кабине был установлен имитатор рычага их уборки и выпуска. Вооружение было снято, что вообще-то удивительно, если принять во внимание то, что пилот-истребитель должен уметь не только летать, но и стрелять.
В кабине не устанавливались некоторые приборы, например, убрали РПУ. Очень большие неудобства доставляло отсутствие прозрачной перегородки между кабинами. Во время полета с открытым передним фонарем, инструктор немилосердно обдувался встречным потоком воздуха, а летать со сдвинутым фонарем было необходимо, так как быстро желтевший и легко царапавшийся плексиглас затруднял обзор.
Начиная со второй серии, часть ранее убранного оборудования была установлена вновь, но до окончания производства этой модификации перегородку между кабинами курсанта и инструктора так и не поставили.
Во время государственных испытаний (с 18 февраля по 4 марта 1942 года) оказалось , что неубирающееся шасси практически не снизило характеристики машины и не повлияло на пилотаж. Самолет летал почти так же быстро, как и истребитель, а управлять им можно было из передней и задней кабин.
Як-7В производился серийно с марта 1942 года до декабря 1943 года. Было построено 510 экземпляров, а еще 87 переоборудовано из Як-7Б. Это немного, учитывая огромное количество пилотов обучавшихся во время войны. Почти каждый советский пилот-истребитель проходил обучение на этой машине.
|
Як-7УТИ |
Як-7В на колесах |
Як-7В |
Як-7Б |
Як-9 |
Як-9М |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Геометрия |
Длина самолета, м |
8,50 |
8,50 |
8,50 |
8,50 |
8,50 |
8,50 |
Размах крыла, м |
10,0 |
10,0 |
9,74 |
10,0 |
9,74 |
9,74 |
Площадь крыла, м² |
17,15 |
17,15 |
17,15 |
17,15 |
17,15 |
17,15 |
Массы, кг |
собственная |
2285 |
2210 |
2344 |
2520 |
2277 |
2428 |
стартовая |
2800 |
2725 |
3107 |
3042 |
2873 |
3095 |
Нагрузка |
на несушую пов. (кг/м²) |
163,2 |
159 |
182 |
177 |
167 |
181 |
на мощность (кг/л.с.) |
2,66 |
2,59 |
2,5 |
3,0 |
2,43 |
2,62 |
Силовая установка |
Мотор |
М-105 |
М-105 |
ВК-105ПФ2 |
М-105ПФ |
М-105ПФ |
М-105ПФ |
Мощность, л.с. |
1050 |
1050 |
1240 |
1180 |
1050 |
1050 |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
у земли |
490 |
410 |
506 |
500 |
520 |
518 |
на высоте |
586 |
472 |
564 |
580 |
599 |
518 |
м |
4500 |
5000 |
3600 |
4850 |
4300 |
3750 |
Время набора высоты 5000 м, мин |
6,6 |
6,6 |
5,8 |
6,5 |
5,1 |
6,1 |
Время виража 360°, сек |
18-19 |
18 |
20 |
21-22 |
16-17 |
19-20 |
Практический потолок, м |
.. |
9900 |
9900 |
10000 |
11100 |
9400 |
Дальность полета, км |
.. |
615 |
1380 |
700 |
875 |
950 |
Вооружение |
Пушки/пулеметы |
число/калибр |
1x7,62 |
.. |
1x20 |
1х20 2x12,7 |
1х20 1x12,7 |
1х20 1x12,7 |
сек. залп, кг |
0,23 |
.. |
1,277 |
2,71 |
1,997 |
1,997 |
Источники
- "Война в воздухе № 33. " / Истребители Як-1, 3, 7, 9/
|