Як-9М
Истребитель
ОКБ Яковлева
© Михаил Быков
Як-9М из состава 21 иап ВВС КБФ, на котором в октябре 1944 г. летал лейтенант Н.Д. Серых.
Як-9М с двигателем М-105ПФ2 мощностью 1240 л.с.представлял собой, наконец, более качественную машину, т.к. на ней было устранено большинство конструктивных дефектов истребителей этого семейства, неоднократно отмеченных в рекламационных актах, протоколах НКАП и ВВС и многочисленных дефектных ведомостях. Эта машина явилась своего рода венцом развития истребителей семейства Як-9 с двигателем М-105ПФ и была выпущена наибольшей за период войны серией в 4239 самолетов с мая 1944 года по июнь 1945 года. Этот самолет был самым архаичным по конструкции из выпускавшихся в 1944 году крупными странами мира одномоторных истребителей и самым массовым из них.
Однако в диапазоне высот до 1500 м он демонстрировал хорошие пилотажные качества и имел значительно большую живучесть и эксплуатационный ресурс по сравнению с предшественниками. Модификация была произведена на заводе № 153, выпускавшем до этого Як-9Д и ЯК-9Т. Двигатель ВК-105ПФ2 устанавливался на Як-9М с октября 1944 года, а до этого он строился с обычным ВК-105ПФ, но имел с самого начала производства винт ВИШ-105 СВ-01 и смещенную на 400 мм назад кабину.
Вооружение — аналогичное Як-9Д, как и техника пилотирования; но «эмка» имела лучшие противокапотажные качества. Запас горючего тоже остался прежним. Были устранены главные недостатки концепции Як-9: усилено крыло (в результате прочность впервые за два года производства была доведена до соответствия техническим требованиям), установлен аварийно сбрасываемый фонарь кабины (на Bf-109 он стоял с 1939 года на всех модификациях) и автомат регулировки температуры воды в системе охлаждения двигателя АРТ-1 (на Bf-109 — с 1940 года).
Был также установлен фильтр-пылеулавливатель на входе в двигатель, механическая система перезарядки была заменена пневмомеханической. Сделан ряд мелких улучшений: кнопочное управление радиостанцией, укороченная антенна и др.
Головная машина прошла испытания в НИИ ВВС с 17 по 27 декабря 1944 года, т.е. через 10 месяцев после начала производства этой модификации. Наименование же Як-9М присваивалось начиная с №25-01, т.е. с первого самолета 25 серии.
Як-9ПВО представлял собой версию Як-9М, предназначенную для охраны воздушного пространства СССР в оперативном тылу, и отличался от обычного лучшим приборным оборудованием, меньшим запасом масла и топлива, а также отсутствием брони. Это было сделано с целью улучшить два основных показателя для перехватчика — скорость и скороподъемность — и производить перехват в сложных метеоусловиях.
Кроме штатного оборудования, Як-9 ПВО имел фару ФС-155, вариометр ВР-2, радиополукомпас РПК-10М, многоканальную радиостанцию РСИ-4М с приемником РСИ-6 МЦ и передатчиком РСИ-ЗМ-1, ответчик "свой-чужой" СЧ-3 и световую сигнализацию положения шасси (кроме двух зеленых ламп на доске приборов зажигались две красные лампочки).
С 25-ой по 43-ю серию всего было выпущено 4239 самолетов.
|
Як-9 |
Як-9Т |
Як-9Д |
Як-9П |
Як-9М |
Як-9У |
Як-9П |
Год выпуска |
1942 |
1943 |
1943 |
1944 |
1944 |
1944 |
1947 |
Геометрия |
Длина самолета, м |
8.5 |
8.66 |
8.5 |
8.5 |
8.5 |
8.55 |
8.55 |
Размах крыла, м |
9.74 |
9.74 |
9.74 |
9.74 |
9.74 |
9.74 |
9.74 |
Площадь крыла, м2 |
17.15 |
17.15 |
17.15 |
17.15 |
17.15 |
17.15 |
17.15 |
Удельная нагрузка на крыло,кг/м2 |
167 |
176 |
182 |
196 |
181 |
187 |
207 |
Массы, кг |
Пустого |
2277 |
2298 |
2350 |
2382 |
2428 |
2512 |
2708 |
Взлетный вес |
2873 |
3025 |
3117 |
3356 |
3096 |
3204 |
3550 |
Силовая установка |
Мотор |
М-105ПФ |
М-105ПФ |
М-105ПФ |
ВК-105ПФ |
ВК-105ПФ |
ВК-107А |
ВК-107А |
Мощность, л.с. |
1180 |
1180 |
1180 |
1180 |
1180 |
1500 |
1500 |
Удельная нагрузка на мощность,кг/л.с. |
2.43 |
2.56 |
2.64 |
2.84 |
2.62 |
2.14 |
2.37 |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
у земли |
520 |
533 |
535 |
507 |
518 |
575 |
590 |
на высоте |
599 |
597 |
591 |
562 |
573 |
572 |
550 |
м |
4300 |
3250 |
3650 |
3750 |
3750 |
5000 |
5000 |
Время набора высоты 5 км, мин |
5.1 |
5.5 |
6.1 |
6.5 |
6.1 |
5.0 |
5.8 |
Время виража, сек |
15-17 |
18-19 |
20 |
25-26 |
19-20 |
20 |
21 |
Практический потолок, м |
11100 |
10000 |
9100 |
8600 |
9500 |
10650 |
10500 |
Дальность полета, км |
875 |
735 |
1360 |
880 |
950 |
675 |
1130 |
Вооружение |
Число |
20-мм |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
12.7-мм |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
- |
 |
 |
Источники
- "Як-9: рядовые небес" /Дмитрий Лейпник/
|