Авиация Второй мировой

Home English

Як-9М

Yakovlev Yak-9M
  • Истребитель
  • Первый полет: 1944
  • ОКБ Яковлева

Як-9М с двигателем М-105ПФ2 мощностью 1240 л.с.представлял собой, наконец, более качественную машину, т.к. на ней было устранено большинство конструктивных дефектов истребителей этого семейства, неоднократно отмеченных в рекламационных актах, протоколах НКАП и ВВС и многочисленных дефектных ведомостях. Эта машина явилась своего рода венцом развития истребителей семейства Як-9 с двигателем М-105ПФ и была выпущена наибольшей за период войны серией в 4239 самолетов с мая 1944 года по июнь 1945 года. Этот самолет был самым архаичным по конструкции из выпускавшихся в 1944 году крупными странами мира одномоторных истребителей и самым массовым из них. Однако в диапазоне высот до 1500 м он демонстрировал хорошие пилотажные качества и имел значительно большую живучесть и эксплуатационный ресурс по сравнению с предшественниками. Модификация была произведена на заводе № 153, выпускавшем до этого Як-9Д и ЯК-9Т. Двигатель ВК-105ПФ2 устанавливался на Як-9М с октября 1944 года, а до этого он строился с обычным ВК-105ПФ, но имел с самого начала производства винт ВИШ-105 СВ-01 и смещенную на 400 мм назад кабину.

Вооружение — аналогичное Як-9Д, как и техника пилотирования; но «эмка» имела лучшие противокапотажные качества. Запас горючего тоже остался прежним. Были устранены главные недостатки концепции Як-9: усилено крыло (в результате прочность впервые за два года производства была доведена до соответствия техническим требованиям), установлен аварийно сбрасываемый фонарь кабины (на Bf-109 он стоял с 1939 года на всех модификациях) и автомат регулировки температуры воды в системе охлаждения двигателя АРТ-1 (на Bf-109 — с 1940 года). Был также установлен фильтр-пылеулавливатель на входе в двигатель, механическая система перезарядки была заменена пневмомеханической. Сделан ряд мелких улучшений: кнопочное управление радиостанцией, укороченная антенна и др.

Головная машина прошла испытания в НИИ ВВС с 17 по 27 декабря 1944 года, т.е. через 10 месяцев после начала производства этой модификации. Наименование же Як-9М присваивалось начиная с №25-01, т.е. с первого самолета 25 серии.

Як-9ПВО представлял собой версию Як-9М, предназначенную для охраны воздушного пространства СССР в оперативном тылу, и отличался от обычного лучшим приборным оборудованием, меньшим запасом масла и топлива, а также отсутствием брони. Это было сделано с целью улучшить два основных показателя для перехватчика — скорость и скороподъемность — и производить перехват в сложных метеоусловиях. Кроме штатного оборудования, Як-9 ПВО имел фару ФС-155, вариометр ВР-2, радиополукомпас РПК-10М, многоканальную радиостанцию РСИ-4М с приемником РСИ-6 МЦ и передатчиком РСИ-ЗМ-1, ответчик "свой-чужой" СЧ-3 и световую сигнализацию положения шасси (кроме двух зеленых ламп на доске приборов зажигались две красные лампочки).

С 25-ой по 43-ю серию всего было выпущено 4239 самолетов.


Истребители Як-9
Як-9 Як-9Т Як-9Д Як-9П Як-9М
Год выпуска 1942 1943 1943 1944 1944
Геометрия
Длина самолета, м 8.5 8.66 8.5 8.5 8.5
Размах крыла, м 9.74 9.74 9.74 9.74 9.74
Площадь крыла, м² 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15
Уд. нагрузка на крыло,кг/м² 167 176 182 196 181
Массы, кг
Пустого 2277 2298 2350 2382 2428
Взлетный вес 2873 3025 3117 3356 3096
Силовая установка
Мотор М-105ПФ ВК-105ПФ
Мощность, л.с. 1180 1180 1180 1180 1180
Уд. нагрузка на мощность, кг/л.с. 2.43 2.56 2.64 2.84 2.62
Лётные данные
Max V, км/ч у земли 520 533 535 507 518
на высоте 599 597 591 562 573
м 4300 3250 3650 3750 3750
Время набора высоты 5 км, мин 5.1 5.5 6.1 6.5 6.1
Время виража, сек 15-17 18-19 20 25-26 19-20
Практический потолок, м 11100 10000 9100 8600 9500
Дальность полета, км 875 735 1360 880 950
Вооружение
Число пушки 20-мм 1 1 1 1 1
пулем. 12.7-мм 1 1 1 1 1
Фото Описание
Схема Як-9М Схема Як-9М
Yak-9M Самолет Як-9М 25-ой серии.
Як-9М из состава 21 иап ВВС КБФ, 1944
© Михаил Быков
Як-9М из состава 21 иап ВВС КБФ, на котором в октябре 1944 г. летал лейтенант Н.Д. Серых.

Як-9С

Истребитель

Як-9С

Як-9С с двигателем ВК-105ПФ2 и винтом ВИШ-105СВ-01 являлся модификацией серийного Як-9М и отличался от него вооружением, а также винтом, обладавшим более высоким КПД благодаря профилированию комлевых частей лопастей.

Буква "С" в наименовании самолета - это заводской индекс, не несущий какой-либо смысловой нагрузки. Вместо установленных на Як-9М мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и пулемета УБС с боезапасом 200 патронов на Як-9С были установлены мотор-пушка HС-23 калибра 23 мм с боезапасом 60 снарядов и две синхронные пушки Б-20С калибра 20 мм с боезапасом по 120 снарядов.

Такой вариант вооружения предъявлялся на госиспытания на самолете Як-9У с двигателем ВК-107А - эталоне 1945 г., но испытания не были закончены вследствие крупных дефектов: перегрева масла при наборе высоты, перегрева воды в горизонтальном полете, разрушения коренных подшипников двигателя ВК-107А и др.

Hа Як-9С удовлетворялись требования ВВС к вооружению одноместных истребителей на 1945 год. Вооружение работало надежно на всех режимах полета и эволюциях самолета. Схема вооружения Як-9С в тактическом отношении являлась весьма эффективной. Попадание 23-мм снаряда в самолет противника приводило к его полному разрушению. Бронебойные снаряды пушки HС-23 легки пробивали броню немецких танков толщиной до 20 мм с дистанции 500 м под углом 45°.

Як-9С был построен ОКБ в двух экземплярах (NN01-01 и 01-02) в мае 1945 г., проходили заводские испытания с 10 по 28 мая (летчик П.Я.Федрови) и государственные испытания с 28 августа по 14 сентября 1945 г. (летчики В.Г.Иванов и А.А.Манучаров, инженер по самолету И.А.Колосов, по вооружению - А.Г.Аронов).

В отчете по госиспытаниям отмечалось, что данная система вооружения является наиболее желательной для самолетов Як с двигателями ВК-105ПФ2.

Однако по максимальным скоростям и скороподъемности Як-9С значительно уступал находившимся в то время на вооружении Як-З ВК-105ПФ2 и Як-9У ВК-107А. Скорость его была меньше у земли на 59...62 км/ч и на 2-й границе высотности - на 67...89 км/ч, время набора высоты 5000 м было больше, чем у Як-З и Як-9У соответственно на 1,9 и 1,6 мин.

Как неудовлетворяющий требованиям в отношении летных данных, а также вследствие того, что примерно в это время данный вариант вооружения предъявлялся на Як-9У ВК-107А, самолет Як-9С в серийное производство не запускался.

Характеристики Як-9С
Экипаж 1
Первый полет 1945
Геометрия
Размах крыла, м 9,74
Площадь крыла, м² 170,15
Длина, м 8,50
Высота, м 3,00
Массы, кг
Пустого самолета 2347
Нормальная взлетная 3130
Силовая установка
Мотор 1 × ПД ВК-105ПФ2
Мощность, л.с. 1 × 1240
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 513
на высоте 583
Скороподъемность, м/мин 781
Практическая дальность, км 930
Практический потолок, м 9750
Вооружение
4 × 7,62-мм пулемета ШКАС
или 1 × 23-мм мотор-пушка HС-23 с боезапасом 60 снарядов
2 × синхронные 20-мм пушки Б-20С с боезапасом по 120 снарядов.

Источники

  • "Як-9: рядовые небес" /Дмитрий Лейпник/
  • "Воздушный рядовой великой войны." /АиВ № 2 2005 года Константин Косминков/
  • "Война в воздухе № 34. " / Истребители Як-1, 3, 7, 9/