Ввиду неудовлетворительной работы М-105ПД в процессе испытаний в ЛИИ его заменили на М-106ПВ (повышенной высотности). Этот двигатель с тем же Э-100 позволил в одном из четырех полетов 15-18 сентября 1943 года достичь практического потолка самолета (скороподъемность на указанной высоте достигла 0,5-0,75 м/с). Но этот двигатель тоже очень сильно грелся и не позволял набирать высоту непрерывно. М-105 в роли двигателя для высотного перехватчика был более чем сомнительным. Наконец, в 1944 году был создан Як-9У, заводской № 106, который смог достичь потолка в 12800 м и даже 13500 м. Эта машина, которую только инженеры КБ могли считать боевым самолетом, имела тот же М-106ПВ с передаточным числом от коленвала к нагнетателю равным 9,72.
А для снижения температуры за нагнетателем двигатель оборудовали системой впрыска водо-спиртовой смеси (наподобие «мессершмиттовской»), новой системой зажигания, новым воздухорадиатором и облегченным винтом с усиленными лопастями ВИШ-105ТЛ, диаметром 2,8м. Для уменьшения веса с самолета сняли посадочные щитки с механизмом их выпуска и уборки, грузы массовой балансировки рулей и даже плечевые ремни с устройством их подтяга. Запас топлива уменьшили вдвое, а масла — более, чем на треть. Таким образом вес самолета снизили почти на четверть тонны. Единственным оружием стала сверхлегкая пушка ША-20М с боекомплектом в 60 снарядов.
Естественно, ни о какой гермокабине и речи не было (тем более о броне). Но результат был достигнут.
В этом случае хорошо видно стремление КБ и лично А. Яковлева создать у вождя, да и у других людей, ложное, преувеличенное мнение о своих успехах. Максимальная скорость этого сверхлегкого истребителя на высоте 10500м достигала 620 км/ч, а высоту 11000 м он набирал за 25 мин. Но ценность этой машины в ПВО выглядит почти смехотворной. Что мог бы сделать такой аппарат против строя тяжелых бомбардировщиков, каждый из которых нес по 12-15 крупнокалиберных пулеметов? У немцев таких аппаратов не было, а вот у американцев — уже были, а возможность войны с США, тогдашним союзником Сталин рассматривал вполне практически. К счастью, ко времени создания «сверхвысотника ПВО» над Москвой уже не летали «Юнкерсы», у Германии в 1944 были другие интересы.
И этот «картонный лев» спокойно дослужил до самого конца войны, так и не испытав в деле своего «единственного зуба».
|
Яковлев Як-9ПД высотный
|
Литература
- История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. /Шавров В.Б./
- Як-9: рядовые небес /Дмитрий Лейпник/
- Истребители Як периода Великой Отечественной войны /А.Т.Степанец/
|