Экипаж |
1 |
Размеры |
Размах крыла, м |
9,74 |
Площадь крыла, м² |
17,15 |
Длина самолета, м |
8,50 |
Высота самолета, м |
3,00 |
Силовая установка |
1 × ПД Климов ВК-105ПФ, мощностью л.с. |
1 × 1180 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
2287 |
Нормальная взлетная |
3082 |
Летные данные |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
520 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
598 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
962 |
Практическая дальность, км |
1400 |
Практический потолок, м |
9600 |
Вооружение |
1 × 20-мм пушка ШВАК с 120 патронов,
1 × 12,7-мм пулемет УБС с 200 патронами
|
|
За время этих испытаний на пяти Як-9Р было совершено 45 боевых вылетов на разведку с общим налетом 67 ч 30 мин. Испытания показали, что самолет вполне пригоден для выполнения задач воздушной разведки,
При благоприятных метеоусловиях боевые задания выполнялись высотах 5000...8000 м, а при плохих - на высотах до 300 м. Резкость изображения снимков, снятых АФА-ЗС/50, позволяла легко дешифровать как военные, так и топографические объекты. По своим летно-боевым качествам Як-9Р позволял более успешно и с меньшим по сравнению с Пе-2 риском выполнять задачи разведки в районах, насыщенных зенитной артиллерией и истребителями противника при таком же радиусе действия, как у Пе-2.
Однако, несмотря на ряд положительных сторон (скорость, маневренность, обороноспособность и др.), Як-9Р не мог заменить полностью Пе-2 по следующим причинам: Як-9Р не обеспечивал достаточно хорошего обзора земли (для этого необходимо было давать крен), поэтому точность съемки маршрута или объекта у него была ниже; на Пе-2 летчик, штурман и радист сообща больше видели, запоминали и записывали, чем один летчик на Як-9Р, которому надо было следить за воздухом, ориентироваться, отыскивать объект, управлять самолетом и фиксировать данные разведки.
Як-9Р хорошо дополнял Пе-2 и применялся в районах, где выполнение задач на Пе-2 было затруднительно из-за противодействия зенитной артиллерии и истребителей противника. Як-9Р войсковые испытания выдержал и был рекомендован для вооружения разведывательных частей ВВС для применения, главным образом, в районах с сильной ПВО.
Источники
- История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
- Ближние разведчики, корректировщики Второй Мировой войны 1939-1945 гг. /Владимир Котельников/
- Рассказы авиаконструктора /А.С. Яковлев/
|