Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Яковлев УТ-2М Як-2 Як-4 Як-6 Як-1 Як-7 Як-7В Як-1М Як-3 Як-9 Як-9Т Як-9Д Як-9М Як-9П Як-9ПД Як-9Р Як-9У Як-9В Фото и схемы Боевое применение ББ-22 Як «Нормандия» РТЭ и РЛЭ Як-4 1940 Як-7 1945 Як-9 1944

Як-9Р

Фронтовой разведчик

ОКБ Яковлева

Як-9Р

Як-9Р - фронтовой разведчик с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П представлял собой модификацию серийных истребителей Як-9 или Як-9Д и отличался от них, в основном, установкой фотооборудования.

Фотоаппарат устанавливался на специальном кронштейне в заднем отсеке фюзеляжа и предназначался для плановой аэрофотосъёмки. В нижней части фюзеляжа против объектива был сделан люк со шторкой, открываемый летчиком из кабины при помощи особого управления. Командный прибор устанавливался в кабине на правой откидной панели.

Як-9Р выпускался в вариантах ближнего и дальнего разведчиков, отличавшихся друг от друга фотооборудованием, вооружением и запасом горюче-смазочных материалов. Як-9Р в варианте ближнего разведчика выпускался на базе серийного Як-9. На нем был установлен аэрофотоаппарат АФА-ИМ. По полетной массе, запасу горючего, основным летно-тактическим характеристикам, а также по технике пилотирования, устойчивости и управляемости этот самолет не отличался от серийных Як-9.

Як-9Р в варианте дальнего разведчика строился в заводских условиях на базе Як-9Д и имел аэрофотоаппарат АФА-ЗС/50 (фокусное расстояние 50 см). Четыре бензобака с расходным баком общей вместимостью 480 кг обеспечивали дальность полета 1400 км. На части самолетов вооружение состояло из одной пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов, на других самолетах - осталось, как на Ях-9Д, т.е. имелся еще синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов. В первом варианте вооружения Як-9Р оборудовался радиополукомпасом РПК-10, авиагоризонтом АГП-2 и радиостанцией РСИ-4, что облегчало выход на свой аэродром при полете по большим ломаным маршрутам и обеспечивало более широкое использование самолета в плохих метеоусловиях. Установка АФА-ЗС/50 на Як-9Р приводила к смещению центровки назад, что улучшало управляемость самолета в воздухе и устойчивость на земле.

Як-9Р в варианте дальнего разведчика строился в Омске на заводе № 166. По состоянию на 13 августа 1943 г. было выпущено 35 серийных Як-9Р. Их государственные или контрольные испытания не проводились. Войсковые испытания на боевое применение проходили в 48-м Гв. полку дальних разведчиков Главного Командования КА с 23 сентября по 12 октября 1943 г. на Степном фронте с аэродромов Основа (Харьков) и Полтава.

Характеристики Як-9Р
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 9,74
Площадь крыла, м² 17,15
Длина самолета, м 8,50
Высота самолета, м 3,00
Силовая установка
1 × ПД Климов ВК-105ПФ, мощностью л.с. 1 × 1180
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2287
Нормальная взлетная 3082
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 520
Максимальная скорость на высоте, км/ч 598
Максимальная скороподъемность, м/мин 962
Практическая дальность, км 1400
Практический потолок, м 9600
Вооружение
1 × 20-мм пушка ШВАК с 120 патронов,
1 × 12,7-мм пулемет УБС с 200 патронами

За время этих испытаний на пяти Як-9Р было совершено 45 боевых вылетов на разведку с общим налетом 67 ч 30 мин. Испытания показали, что самолет вполне пригоден для выполнения задач воздушной разведки,

При благоприятных метеоусловиях боевые задания выполнялись высотах 5000...8000 м, а при плохих - на высотах до 300 м. Резкость изображения снимков, снятых АФА-ЗС/50, позволяла легко дешифровать как военные, так и топографические объекты. По своим летно-боевым качествам Як-9Р позволял более успешно и с меньшим по сравнению с Пе-2 риском выполнять задачи разведки в районах, насыщенных зенитной артиллерией и истребителями противника при таком же радиусе действия, как у Пе-2.

Однако, несмотря на ряд положительных сторон (скорость, маневренность, обороноспособность и др.), Як-9Р не мог заменить полностью Пе-2 по следующим причинам: Як-9Р не обеспечивал достаточно хорошего обзора земли (для этого необходимо было давать крен), поэтому точность съемки маршрута или объекта у него была ниже; на Пе-2 летчик, штурман и радист сообща больше видели, запоминали и записывали, чем один летчик на Як-9Р, которому надо было следить за воздухом, ориентироваться, отыскивать объект, управлять самолетом и фиксировать данные разведки.

Як-9Р хорошо дополнял Пе-2 и применялся в районах, где выполнение задач на Пе-2 было затруднительно из-за противодействия зенитной артиллерии и истребителей противника. Як-9Р войсковые испытания выдержал и был рекомендован для вооружения разведывательных частей ВВС для применения, главным образом, в районах с сильной ПВО.

Фото Описание
Схема Як-9Р

Схема Як-9Р

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • Ближние разведчики, корректировщики Второй Мировой войны 1939-1945 гг. /Владимир Котельников/
  • Рассказы авиаконструктора /А.С. Яковлев/
Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваша информация:

Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Прочие Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-