Авиация Второй мировой

Home    English

Barracuda
Палубный торпедоносец
Fairey

Fairey Barracuda в полете

Barracuda - палубный торпедоносец и пикирующий бомбардировщик моноплан для замены устаревшим бипланам Fairey Swordfish и Albacor. Первый прототип поднялся в воздух 18 мая 1942 г., однако первая партия из 30 машин оказалась непригодной к боевой работе из-за слабости силовой установки, мощности двигателя Merlin в 1300 л.с. оказалось явно недостаточно.

В январе 1943 года поступил на вооружение Barracuda Mk.II с мотором Merlin 32 в 1640 л.с., имевший удовлетворительные ЛТХ, хотя и этой мощности оказалось недостаточно.

Следующие модификации III, IV и V появились с установкой на самолет новых РЛС и двигателей большей мощности.

Всего было произведено 2607 самолетов всех модификаций.


Характеристики Barracuda Mk.II
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла 14,50/5,56*
Площадь крыла, м² 37,62
Длина самолета 12,18
Высота самолета 4,58
Силовая установка
1 ПД Rolls-Royce Merlin 32, л.с. 1640
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4445
Нормальная взлетная 5715
Максимальная взлетная 6386
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 338
Крейсерская скорость, км/ч 311
Практический потолок, м 6585
Практическая дальность, км 1165
Вооружение
2×7,7-мм пулемета Vickers, бомб до, кг 904

* - консоли крыла в сложенном состоянии на авианосце.

Боевое применение. Барракуды показали себя в общем как неплохой, но второстепенный самолет, особенно во второй половине Второй мировой войны. Да и вообще вся морская авиация Великобритании на обширных океанских театрах сыграла весьма скромную роль. Ее действия не шли ни в какое сравнение с размахом морских операций американского и японского флотов. Достаточно сказать, что в бассейне Индийского океана с 1943 г. действовало всего пять британских авианосцев - "Illustrious", "Victorious", "Indefatigable", "Indomitable" и "Formidable" с 628 самолетами на борту, тогда как США в том же году только новых ввело в строй 21 авианосец трех разных классов.

Наиболее известной боевой операцией с участием Барракуд стала атака немецкого линкора "Тирпиц" в 1944 г. Этот корабль с начала войны вместе с другими флагманами флота рейха - "Бисмарк", "Адмирал Шеер", "Адмирал Хиппер", "Лютцов", "Принц Ойген" - буквально терроризировал своими рейдами конвои и боевые группы союзнических флотов в Атлантике и Северном Ледовитом океане. Одного неподтвержденного сообщения о появлении Тирпица в районе прохода каравана PQ-17 оказалось достаточно для принятия англичанами панического решения о роспуске конвоя и снятия своего охранения, что привело к его гибели. Поэтому британский флот практически непрерывно охотился (и довольно успешно) за германскими линкорами и тяжелыми крейсерами. Широко использовать для этого авиацию вдохновляла эпопея уничтожения линкора "Бисмарк", которого "пригвоздили" к месту две торпеды Свордфишей, после чего британские корабли расправились с потерявшим ход гигантом. Первый удар с воздуха по линкору "Тирпиц" был нанесен 28 января 1942 г. Девятка Галифаксов сбросила на его стоянку в Аас-фьорде 45 тонн бомб без единого попадания. В ночь с 29 на 30 января семь Стерлингов повторила налет, и снова безрезультатно. В теснине фьорда обнаружить и поразить одиночный корабль с классического высотного бомбометания было необычайно сложно. В марте при подходе к базе в Вест-фьорде Тирпиц был обнаружен и атакован Альбакорами с авианосца "Victorious". Опять неудача! Тогда атаки возобновили тяжелые бомбардировщики. 30 марта в налете участвовали уже 33 Галифакса, а 27 апреля - 54 Галифакса и Ланкастера. И вновь не было отмечено ни единого попадания...

После этих драматических событий Барракуды привлекались на боевые операции только для выполнения второстепенных задач. Лучшим палубным бомбардировщиком - торпедоносцем, на котором воевали британские летчики, был почти единодушно признан американский самолет Grumman Avenger.

Фото Описание
Схема Fairey Barracuda Mk.II

Схема Barracuda с РЛС ASV Mk.IN
Fairey Barracuda Mk.II
Fairey Barracuda над морем

Источники

  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны." /Под ред. Даниэля Марча/
  • "Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945" /Владимир Котельников/.
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/