Авиация Второй мировой

Home    English

Bristol Brigand Mk. I

Бомбардировщик-торпедоносец

Bristol

Bristol Brigand Mk. I

© Худ. Сергей Вахрушев

Успешно применявшийся на различных театрах военных действий ударный самолет «Бофайтер» имел, все же, ряд недостатков: прежде всего - малочисленный экипаж, состоявший из двух человек. Второй член экипажа был явно перегружен, исполняя функции штурмана, бортрадиста и оператора РЛС. Кроме того, к середине 1942 года военных уже не удовлетворяли скоростные характеристики самолета и дальность его полета. В итоге Министерство авиации Великобритании объявило о необходимости создания новой ударной машины для Берегового командования RAF.

В ответ руководство фирмы «Бристоль Эйрплэйн Компани», желая удержать за собой нишу, занятую ее же предыдущей конструкцией, предложило эскизный проект самолета под названием «Бакканир», представлявший собой дальнейшее развитие «Бофайтера». Предусматривалось переделать фюзеляж, уменьшив его мидель, увеличить экипаж до трех человек, а также усовершенствовать аэродинамику мотогондол. При установке 14-цилиндровых двигателей Бристоль «Геркулес» XVII мощностью по 1735 л.с. расчетная скорость самолета достигала 528 км/ч.

28 августа 1942 г. макет фюзеляжа нового самолета продемонстрировали представителям министерства. Макет понравился, и министерские чиновники начали разработку тактико-технических требований под шифром S.7/42, впоследствии измененным на Н.7/42. Окончательная редакция, направленная на фирму 13 ноября-1942 г. предусматривала, что новый самолет должен развивать максимальную скорость 556 км/ч на малых высотах. Дальность полета должна была достичь 1500 миль (2778 км), что позволяло применять «Бакканир» не только над Северным и Средиземным морями, но и над бескрайним Тихим океаном. Другим важным требованием была способность набирать на одном двигателе высоту 1500 м и осуществлять на такой высоте продолжительный полет. При этом имелось в виду обеспечение возможности вернуться с задания с одним «выбитым» в районе цели мотором.

Для доработки проекта в соответствии с заданием компании потребовалось немногим более месяца. 16 декабря 1942 г. проект представили в Министерство авиации. В соответствии с ним, самолет получил практически неизмененное крыло «Бофайтера» со смещенными вперед на 25 см двигателями, а также совершенно новый фюзеляж. Вертикальное оперение, как и у «Бофайтера», было однокилевым. Стабилизатор крепился на киле, на высоте примерно 0,5 м над фюзеляжем.

Вооружение по проекту состояло из пяти 7,7-мм либо 12,7-мм пулеметов - четырех курсовых в носовой части фюзеляжа и одного подвижного в кабине для стрельбы назад-вверх. Под фюзеляжем подвешивалась 457-мм торпеда Mk.XII весом 965 кг. 21 декабря 1942 г. утвердили официальное имя самолета - «Бриганд» (англ. - вооруженный грабитель, разбойник) и обозначение - TF Mk.I.

Более углубленная проработка проекта выявила, однако, существенные проблемы. Расчеты показали, что «Геркулесы» XVII не способны обеспечить требуемую скорость. Кроме того, военные выдвинули требование дополнительно оборудовать самолет РЛС для поиска надводных целей, созданной на базе «истребительного» радара AI Mk.VIII. Это вело к увеличению веса самолета почти на четверть тонны и утрате возможности полета на одном двигателе.

Для спасения проекта пришлось пойти на «хирургическое вмешательство». «Бриганду» «имплантировали» новое крыло с мотоустановками Бристоль «Центаурус» VII (18 цилиндров, 2400 л.с.) и двухкилевое хвостовое оперение от разрабатывавшегося параллельно с ним среднего бомбардировщика «Бэкингем». Усилили также вооружение: в носовой части предусмотрели установку четырех 20-мм пушек, а в кабине - крупнокалиберного пулемета. Такой вариант «Бриганда», получивший фирменное обозначение «модель 164», был признан перспективным, и в апреле 1943 г. Министерство авиации заказало четыре опытных экземпляра.

Строительство прототипов велось довольно медленно. Первый из них (борт МХ988) впервые поднялся в воздух с аэродрома «Филтон» лишь 4 декабря 1944 г. Пилотировал его шеф-пилот фирмы «Бристоль» Сирил Ф. Ювинс. Вскоре последовали и остальные три прототипа -МХ991, МХ994 и ТХ374. Испытания проходили в целом довольно гладко. Была достигнута максимальная скорость 576 км/ч на высоте 4175 м и дальность полета 3380 км (с ПТБ -4460 км).

Казалось бы, самолет ожидает «светлое будущее». Но близившиеся завершение войны поставило под вопрос целесообразность внедрения новой машины в серию. В конечном итоге было принято решение о маломасштабном производстве «Бригандов» дабы использовать накопившийся задел комплектующих и хотя бы частично сохранить производственные мощности «Бристоля».

Серийные самолеты модификации TF Mk.I появились только во второй половине 1946 г, причем построили их всего лишь дюжину. В дальнейшем предназначение самолета было пересмотрено - из торпедоносца он превратился в «колониальный» бомбардировщик, предназначенный для эксплуатации на Среднем и Дальней Востоке.

Андрей Харук

                                                                                                                                                                                                              
Характеристики Brigand B Mk.1
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 22,05
Площадь крыла 66,70 м²
Длина самолета, м 14,14
Высота самолета, м 5,33
Двигатель
2 x PE Centaurus VIII 2470 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 11611
Максимальный взлетный вес 17706
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 579
Крейсерская скорость, км/ч 501
Практический потолок, м 7925
Дальность полета, км 3220
Дальность полета, с подвесными баками, км 4510
Вооружение
4x 20 мм носовые пушки Hispano Mk.5
Бомб на внешней подвеске, кг 907

Источники

  • "авиАМастер 1-2006 /Андрей Харук/
  • "Энциклопедия военной техники " /Aerospace Publising/