Авиация Второй мировой

Home    English

Albatross D.H.91
Магистральный авиалайнер
De Havilland

DH.91 Albatross

Необыкновенно элегантный, с чистыми аэродинамическими формами, магистральный авиалайнер второго поколения, хоть и признанный неудачным в коммерческом отношении, явился впоследствии основой для создания скоростных "Москито", в полном соответствии со своим названием ставших просто чумой для населения Германии во Второй мировой войне. Малый тираж - 5 серийных самолетов и малый срок эксплуатации, всего пять лет, сделали Albatross неоправданно дорогим, однако по числу технологических новинок ему нет равных среди европейских авиалайнеров, созданных в конце 30-х годов.

Первый полет прототипа - 20 мая 1937 года. Спроектированный Э.Э. Хэггом (A.E. Hagg) воплотил в себя элементы разработок D.H.71, 77 и 88, достигнув экономичности эксплуатации благодаря чистым аэродинамическим формам.

Впервые самолеты были использованы в декабре 1938 года для экспериментальной рождественской почтовой службы в Каир и достигли его, пролетев со средней скоростью 219 миль/ч (352,371 км/ч). Эксплуатировался на различных скоростных пассажирских маршрутах.

С началом Второй мировой маршрутная сетка полетов изменилась, самолеты "оделись" в военный камуфляж. В июне 1940 прототипы G-AEVV Faraday и G-AEVW Franklin, переделанные в пассажирскую версию, на короткое время поступили в BOAC*. Однако уже в сентябре правительство вынудило авиакомпанию передать их RAF, в эскадрилью 271 (где на бортах появилась военная регистрация - AX903 у Faraday, AX904 у Franklin). Самолёты вновь переделали в грузовые и отправили на маршрут Великобритания - Исландия. Впрочем, трансатлантический эпизод продолжался недолго. Оба самолёта один за другим разбились в Рейкьявике - Faraday 11 августа 1941, Franklin 7 апреля 1942.

6 октября 1940 в результате аварии у деревни Паклчёрч (возле Бристоля) был утрачен Fingal. Причина - неисправность топливной системы. Первый авиалайнер в серии этих самолетов - Frobisher, был уничтожен 20 декабря 1940 во время налёта Luftwaffe на бристольский аэродром Уитчёрч. 6 июля 1943 в ирландском аэропорту Шэннон разбилась Fortuna. Оставшиеся Fiona и Falcon в сентябре 1943 отправили на слом.

* BOAC - в ноябре 1939 года в результате слияния компаний British Airways и Imperial Airways была образована компания BOAC (British Overseas Airways Corporation). Однако, как известно, все новое - это хорошо забытое старое. В 1974 году произошло слияние BOAC с British European Airways Corporation (BEA) и снова образована авиакомпания British Airways.


D.H. 91 Albatross
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла 105 ft 0 in (32.01 м)
Площадь крыла, м² 1,078 ft² (100,15м²)
Длина самолета 71 ft 6 in (21.80 м)
Высота самолета 22 ft 3 in (6.78 м)
Силовая установка
Двигатель 4 ПД de Havilland Gipsy Twelve
Мощность, л.с. 4 x 525
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 9630
Нормальная взлетная 13381
Летные данные.
Максимальная скорость 225 mph (362км/ч)
Крейсерская скорость, км/ч 210 mph (338км/ч)
Практический потолок 17,900 ft (5455 м)
Практическая дальность 1,040 mi, (1675 км)
Пассажировместимость, чел. 22

Техническое описание

Четырёхмоторный цельнодеревянный низкоплан двухкилевой схемы с гладкой работающей обшивкой и убирающимся шасси.

Фюзеляж - круглого сечения, работающая обшивка из двух слоёв кедровой фанеры - внешнего толщиной 2 мм и внутреннего 1,5 мм, между ними слой из бальзового дерева толщиной 22 мм. Снаружи обтянут полотном, пропитанным лаком и отполированным. Впереди закрытая пилотская кабина. За ней помещение для штурмана (или радиста) и передний багажный отсек. Дальше маленькая кухня, затем пассажирский салон с 22 креслами для пассажиров и одним для стюардессы. Салон разделён на три отсека - в передних двух по восемь кресел, в заднем - шесть. Затем вестибюль, туалет и задний багажный отсек. В пассажирской версии по шесть иллюминаторов с каждого борта, в почтово-грузовой - по четыре.

Крыло - цельнодеревянное неразъёмное. Два коробчатых лонжерона из древесины хвойных пород, обшивка фанерная, обтянута полотном, пропитанным лаком и отполированным. Элероны с каркасом сварным из труб, обтянуты полотном. Щелевые закрылки Handley-Page с приводом от электродвигателя.

Силовая установка - четыре поршневых двигателя, специально разработанных для этого самолета, закрытые капотами, расположены на передней кромке крыла: - de Havilland Gipsy Twelve - 375 - 525 л.с./ 391,5 кВт, 12-ти цилиндровый V-образный перевёрнутый воздушного охлаждения, винт двухлопастный металлический de Havilland диаметром 3,2 м (на G-AFDK Fortuna некоторое время стояли трёхлопастные винты), двухкамерный карбюратор с автоматической регулированием состава смеси, запас топлива 1997 л в фюзеляжных баках.

Оперение - двухкилевое цельнодеревянное, снаружи обтянуто полотном, пропитанным лаком и отполированным. Киль с рулём направления и стабилизатор с рулями высоты. Рули направления с роговой компенсацией.

Шасси - двухстоечное с хвостовым колесом, убираемое в зализ между фюзеляжем и крылом. Привод уборки-выпуска шасси от электродвигателя.

Приборы и оборудование - бортовая радиостанция, автопилот Sperry, указатель скорости, авиагоризонт, высотомер и пр.


Фото Описание

Схема D.H. 91 Albatross.

Сама элегантность D.H.91 на переднем плане и неказистый трудяга H.P.52 на втором.

Второй прототип E-3/G-AEVW 27 августа 1938 года - во время испытательных полетов с перегрузочным весом после посадочного пробега разломился фюзеляж. Усиление конструкции фюзеляжа в ходе доработки потребовало увеличение его веса всего на 5,67 кг.

Источники

  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниеля Марча/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/