Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты De Havilland Tiger Moth D.H.82 Albatross D.H.91 Mosquito D.H.98 B Mosquito D.H.98 FB Mosquito D.H.98 NF Mosquito D.H.98 PR Vampire D.H.100 Hornet D.H.103 Фото и схемы В СССР В.IV № DK296 В НИИ ВВС Pilot`s Notes Mosquito FB VI

Mosquito PR

Скоростной фоторазведчик

De Havilland

Mosquito PR XVI

Mosquito PR (Photographic Reconnaissance) Еще 11 января 1941 г. Министерство авиации потребовало от фирмы "Де Хевилленд" построить опытный и 19 серийных машин в варианте "фоторазведчика".

Самолет W4051 закончили 24 мая 1941 г. и в этот же день подали на окончательную окраску серийный разведчик W4054. 10 июня W4051 впервые поднялся в воздух. Помимо наличия фотоаппаратов разведчики отличались от W4050 удлиненным на 508 мм крылом, а также изменениями в гидросистеме. Кроме того, все наружные поверхности этих машин окрашивались в небесно-голубой цвет, так называемый "PRU blue". Первые двадцать разведчиков, получивших официальное обозначение "Москито" PR.I, имели короткие, не выступавшие за заднюю кромку крыла мотогондолы.

Потребность в скоростных разведчиках к этому стала настолько острой, что командир 1 PRU (Photographic Reconnaissance Unit - отряд фоторазведчиков) Wing Commander Дж.Туттл лично посетил испытательный аэродром "Де Хевилленд" и 12 июня опробовал в воздухе W4051.

За лето 1941 г. удалось выполнить весь комплекс испытаний разведчика, включая и отладку фотоустановки. Как правило, последняя включала два-три плановых аппарата (F.24, F.52 или К-17) и один перспективный типа F.24. Состав фотоустановки варьировался в зависимости от характера задания. Наиболее широко распространенным был вариант с одной фотокамерой К-17 (фокусное расстояние 152 мм) в бомбоотсеке, одной сдвоенной камерой F.52 (фокусное расстояние 504 или 915 мм) позади задней кромки крыла и "356-миллиметровым" перспективным аппаратом F.24, ориентированным влево вниз. Первое время фундаменты для установки фотоаппаратов изготовляли из стали, но позднее перешли на деревянные, поскольку оказалось, что они ослабляют вибрации от работающих моторов.

Характеристики Mosquito PR Mk.XVI
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 16,51
Площадь крыла, м² 42,18
Длина самолета, м 12,35
Высота самолета, м 4,65
Силовая установка
2 × ПД Rolls-Royce Merlin 72, мощностью л.с. 2 × 1680
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 6580
Нормальная взлетная, кг 9950
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 656
Крейсерская скорость, км/ч 512
Практический потолок, м 11800

Острая нехватка самолетов в 1 PRU потребовала переоборудования и части бомбардировщиков B.IV серии II в разведчики. Первая такая "конверсионная" машина (заводской номер DK284) поднялась в воздух в апреле 1942 г. Переделка еще 26 машин в вариант PR.IV выполнялась в декабре 1942 г. - марте 1943 г. Впоследствии самолеты передавались главным образом в 540-ю эскадрилью. Немного раньше, в октябре 1942 г., взлетел первый из пятерки "Москито" PR.VIII (заводской номер DK324), также переоборудованный из В.IV, но оснащенный высотными моторами "Мерлин" 61 с двухступенчатыми нагнетателями. В связи с недоведенностью этих моторов и решением устанавливать их в первую очередь на "Спитфайрах", серия "восьмерок" оказалась очень короткой. Ежемесячно Королевские ВВС получали всего по одному такому самолету, последний из которых был сдан в марте 1943 г.

Следующий разведчик PR.IX создали на базе бомбардировщика B.IX, оснащенного моторами "Мерлин" 72 (73) либо 76 (77). Если у бомбардировочной модификации объем топливных баков, включая подвесные, составлял 3180 л, то у разведчика его удалось увеличить до 4380 л. В последнем случае под крылом самолета, взлетная масса которого достигла 11420 кг, подвешивались два 454-литровых бензобака. Этот вариант стал чемпионом-тяжеловесом среди "Москито", но и дальность полета машины была доведена почти до 4000 км при крейсерской скорости 400 км/ч Фирма " Де Хевилленд" немедленно получила заказ на 375 разведчиков. В апреле 1943 г. завод в Хатфнлде выпустил первые четыре, в следующем месяце - шесть, а в августе и октябре Королевские ВВС получили по 25 самолетов этого типа. Уже в мае машины поступили на вооружение 540-й эскадрильи. К ноябрю 1943 г. в строевые части передали 90 высотных разведчиков PR.IX, после чего их выпуск прекратили.

Тогда же началось серийное производство наиболее массового варианта "Москито" - разведчика. Им стал PR.XVI, созданный на основе бомбардировщика В.XVI. Силовая установка осталась без изменений, как на B.IX, зато кабину выполнили герметичной, что должно было значительно улучшить условия работы экипажа на больших высотах.

Осенью 1944 г. фирма построила пять разведчиков PR.32, отличавшихся от "шестнадцатых" увеличенным до 18 м размахом крыла. Силовая установка включала два новейших мотора "Мерлин" 113 (114). Самолет пришлось максимально облегчить для полетов на высотах более 12000 м. Масса пустого разведчика составляла 6480 кг, нормальная полетная - 9320 кг, а перегрузочная с двумя подвесными 454-литровыми баками - 10040 кг. Считалось, что облегченный самолет с мощными высотными моторами не смогут "достать" реактивные и ракетные истребители немцев. Однако надежды не оправдались: зимой 1944-1945 гг. отдельные германские перехватчики патрулировали над Берлином на высоте 12600 м.

Последней серийной модификацией "Москито" - разведчика стал PR.34 с моторами "Мерлин" 114 (часть самолетов с "Мерлинами" 114А называли по аналогии PR.34A). Этот вариант предназначался для сверхдальних полетов. Огромный бензобак в выступающем подкрыльевом отсеке фюзеляжа делал его похожим на бомбардировщики, приспособленные для подвески 1816-кг бомб. Имелась возможность подвески под крылом самолета двух сбрасываемых баков емкостью 227, 454 либо 908 л. Общий объем всех баков достиг 5770 л. Заполненная "под заглушку" бензином машина весила 11580 кг. Чтобы хоть как-то увеличить рабочий потолок PR.34, пришлось отказаться от брони и протектирования баков. Зато максимальная дальность полета таких разведчиков на высоте 7500 м достигла 5750 км. По этому показателю "Москито" практически сравнялся с довоенными "трансатлантиками". В состав фотооборудования входили четыре плановых аппарата F.52 и один перспективный F.24 (либо К-17). До окончания войны с Германией удалось построить не более 50 машин этого типа, а общий объем выпуска составил 181 самолет. Небольшое количество "тридцатьчетверок" успело принять участие в операциях против Японии.

Фото Описание

Схема Mosquito PR Mk.I

Схема Mosquito PR Mk.34

Mosquito PR Mk.34

Источники

  • "Де Хевилленд Москито" /Арсенал-Пресс. А.Н. Медведь./
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/
Armstrong Whitworth A V Ro Blackburn Boulton Paul Bristol Fairey Gloster De Havilland Handley Page Hawker Saunders-Roe Short Supermarine Taylorcraft Vickers Westland Бои Люди Фото

©AirPages
2003-