Авиация Второй мировой

Home    

«Гладиаторы» в Прибалтике

Истребители «Гладиатор» в Латвии. В марте 1937 года в Великобританию прибыла латвийская делегация, которая должна была приобрести партию новых самолетов для латвийских ВВС. Деньги на покупку самолетов (120000 фунтов стерлингов) были получены благодаря лотерее. Рассматривались предложения многих производителей, в том числе фирм «Хаукер» и «Глостер». С «Гладиатором Mk I» латыши ознакомились 27 мая 1937 года на базе Хакклкоут. Всего Латвия заказала 26 машин «Гладиатор Mk I» и три Хоукер «Хайнд». «Гладиаторы» несли четыре пулемета «Виккерс Mk VM» калибра 7,7 мм. Самолеты прибыли в Латвию морем во второй половине 1937 года. Окончательно контракт завершили в 1938 году, когда обе стороны рассчитались. Латвийские «Гладиаторы» получили тактические номера в двух диапазонах: 114-126 и 163-175. Ими вооружили две эскадрильи: 123-ю и 124-ю. Первую из них возглавил капитан Николайс Балодис, а другую - капитан Янис Балодис. Формирование 123-й эскадрильи завершили в марте 1938 года. В эскадрилью попало 13 машин (114-126). Вторую эскадрилью сформировали в марте-апреле 1938 года. Сначала эскадрилья получила шесть машин (163-168), а остальные семь «Гладиаторов» поступили в часть лишь в октябре 1938 года. За два года эксплуатации произошло пять аварий. 13 марта 1938 года, то есть буквально в первые же дни полетов, разбился самолет № 167, пилотируемый Янисом Карклинсом. Авария произошла в районе Шпильве. При невыясненных обстоятельствах зимой 1938/39 г.г. разбился в районе Даугавпилса «Гладиатор» № 121. 19 июля 1939 года в районе Блидене Янис Тамсонс разбил «Гладиатор» № 171. Следующий «Гладиатор» - № 175 - пилотируемый Теодором Абрамсом разбился на полигоне Даугавпилса. В июне 1940 года Альберт Гудерманис разбил последний «Гладиатор», номер которого не известен. Необычный случай произошел с сержантом Кристапом Спрингисом из 1-й эскадрильи, который летом 1938 года, совершая обычный полет, приземлился на территории СССР. Летчик был задержан. По просьбе латвийского правительства самолет вернули, а вскоре передали и летчика. После присоединения Прибалтики, пять «Гладиаторов» перегнали из Кокнесе в Крустпилс, где их законсервировали в ангарах. Точное место неизвестно, вероятно латвийские машины хранились рядом с польскими самолетами, стоявшими с 1939 года на территории завода «Проводник». Последние полеты, уже с красными звездами на крыльях, латвийские «Гладиаторы» провели 20 сентября 1940 года. Тройка «Гладиаторов» участвовала в авиапараде ВВС РККА. Самолеты пилотировали Эрнест Рудзитис, Таливальдис Мисианс и Арвидс Бамберс. Истребители вылетели с аэродрома Юмправнмизе и прибыли на аэродром Спилве в Риге, где проходила основная часть праздника. В момент нападения Германии на Советский Союз большинство «Гладиаторов» стояло в Крустпилсе. Часть из них сгорела, остальные попали в руки противника.

На рисунке вверху Глостер «Гладиатор Mk I» («114») латвийских ВВС, 1937 год. Оливково-зеленый камуфляж, нижние поверхности серебристые. Опознавательные знаки (бордовая свастика на фоне белого круга) в шести позициях, причем на верхней стороне крыла свастика нанесена прямо на камуфляж, без белого фона.

Истребители «Гладиатор» в Литве. Вслед за Латвией контракт на поставку «Гладиаторов» заключила и Литва. Контракт предусматривал поставку 14 машин. В полуразобранном состоянии самолеты морем доставили в Литву. Заказчик получил машины в октябре-ноябре 1938 года. Собирали самолеты на авиабазе в Ковно. После воссоединения Прибалтики, самолеты достались Советскому Союзу. Часть из них еще какое-то время летала. Самолеты имели номера в диапазоне от G-704 до G-717. Литовские ВВС организовывались в авиагруппы. Командовал авиацией бригадный генерал А. Густайтис. В его распоряжении были следующие силы:

I разведывательная группа генерала Н. Таутвиласа (2-я эскадрилья 7 самолетов ANBO-41, 6-я эскадрилья 3 ANBO-41, 3 ANBO-IV М и 1 «Альбатрос В.П»).

II истребительная группа майора И. Адомайтиса (1-я эскадрилья 13 «Девуатенов D-501L», 1 Bue 133d, 5-я эскадрилья 14 «Гладиаторов Mk I», I Bue 133d, 7-я эскадрилья 7 «Фиатов» CR.20 и 1 ANBO-51).

III бомбардировочная группа майора И. Лиорентаса (3-я эскадрилья 14 «Ансальдо А-120», 2 D.H. 89M и по 1 L.V.G.C. VI, ANBO-51, Локхид «Вега L-5B», 4-я эскадрилья 10 ANBO-41 и 1 L.V.G.C. VI).

IV учебная группа майора И. Шешлаукиса (машины самых разных типов, в том числе музейный Фоккер D.VIII и «Альбатрос В.П»). 5-ю истребительную эскадрилью возглавлял майор И. Наусед. Часть базировалась в Шавле (Шауляй). 15 июня 1940 года (день присоединения Литвы к СССР) эскадрилья располагала 12 летающими машинами, два истребителя находились в ремонте. Литовские ВВС были расформированы, а их командующий бригадный генерал А. Густайтис уличен в шпионаже и в октябре 1941 года расстрелян. Большинство самолетов были непригодны к применению в советской авиации. В Литве сформировали 29-й территориальный стрелковый корпус, который вошел в состав Красной Армии. Корпус располагал собствевнной разведывательной авиационной эскадрильей. В состав эскадрильи входили 9 ANBO-41 из бывшей 4-й бомбардировочной эскадрильи, 3 ANBO-51 из учебной группы, а также один Глостер «Гладиатор» и бывшей 5-й истребительной эскадрильи. Командовал эскадрильей майор И. Ковас. Остальные литовские самолеты законсервировали или отправили на слом. Эскадрилья прекратила свое существование после первых дней боев с немецкой армией. Большинство самолетов было уничтожено на земле в результате налетов люфтваффе. Отдельные «Гладиаторы» были захвачены немцами.

На рисунке вверху Глостер «Гладиатор Mk I» (G-705) литовских ВВС, 1937 год. Весь самолет серебристый, верхняя сторона верхнего крыла темно-зеленая. Опознавательные знаки только на руле направления.

Источники

  • "Война в воздухе" /№ 72/