Авиация Второй мировой

Home    English

«Meteor F.Mk.I»

Истребитель

Gloster

Единственный самолет союзников с ТРД, принимавший участие во Второй мировой войне, «Метеор» фирмы «Глостер» спроектировал Джордж Картер, получивший предварительное одобрение Министерства авиации, выдавшее в ноябре 1940 г. спецификацию F.9/40. Наличие двух двигателей обусловливалось малой тягой производившихся тогда реактивных двигателей, которыми он располагал. 7 февраля 1941 г. был выдан контракт на 12 прототипов, из которых реально построили только восемь. Первый из них, оснащенный двигателями фирмы «Ровер» W.2B по 454 кгс тяги каждый, проходил оценочные испытания в Ньюмаркет Хит в июле 1942 г. Отсутствие в производстве стандартных двигателей этого типа привело к установке на пятый самолет альтернативных, разработанных «Де Хэвилленд» двигателей «Халфорд» Н.1 по 680 кгс тяги каждый. Самолет совершил первый полет 5 марта 1943 г.

Модифицированные двигатели W.2B/23 довели до готовности и установили на первый и четвертый прототипы. 13 ноября третий прототип, оснащенный двумя двигателями «Метровик» F.2 в подвешенных гондолах, совершил первый полет в Фарнборо, и в том же месяце совершил полет второй самолет с реактивными двигателями фирмы «Пауэр Джетс» W.2/500. Шестой самолет стал позднее прототипом F. Mk II с двумя двигателями «Гоблин» фирмы «Де Хэвилленд» по 1225 кгс и полетел 24 июля 1945 г. Восьмой, с двигателями W.2B/37 «Дервент» 1 фирмы «Роллс-Ройс», полетел 18 апреля 1944 г.

Двадцать G41A «Метеоров» Mk.I составили первую серию с двигателями W.2B/23C фирмы «Уэлланд», отличавшуюся небольшими улучшениями конструкции, включая фонарь кабины с лучшим обзором.

Первоначально RAF решили использовать «Метеоры» для борьбы с германским «оружием возмездия» - самолётом-снарядом V-1 (англичане ещё называли его Buzz Bomb-1 гудящая бомба). Эти снаряды, получившие в документах RAF кодовое имя «Ныряльщик» (Divers) несли существенную угрозу для морального состояния британской нации, особенно, с учётом только что начавшейся высадки в Европе. Предполагалось, что «Метеоры» будут подходить к V-1 сзади и расстреливать их из своих 20-мм пушек над безлюдными районами. Очевидно, что такая задача была легче, чем атака пилотируемого самолёта, который, в отличие от беспилотного V-1, мог начать резко маневрировать, попав под обстрел.

Первая попытка перехвата была предпринята над Кентом сквадрон-лидером Уоттсом и пайлот-офицерами Дином и Маккензи. Последним не удалось обнаружить ни одной летающей бомбы, но Уотте перехватил V-1 над городом Эшфорд. Сблизившись с самолётом-снарядом на дистанцию стрельбы, он нажал гашетку на ручке управления, но ничего не случилось. Его пушки отказали в самый ответственный момент, и V-1 продолжала свой полёт к цели.

После этой неудачи было принято решение вести патрулирование парами истребителей, так чтобы один подстраховывал другого на случай отказа оружия. (Причину частого отказа пушек потом выявили. Ею оказалась неудачная конструкция гильзоотводов, исправленная на модификации Meteor F.III.) Первую победу эскадрилья одержала 4 августа, когда Дин обнаружил V-1. направлявшийся в сторону Танбридж Уэлс, впереди и ниже своего самолёта. Он перевёл свой «Метеор» в пологое пикирование, увеличив скорость до 725 км/ч, и успел дать короткую очередь, прежде чем его пушки отказали. Тогда Дин подвёл свой «Метеор» к V-1 на безопасное, по его мнению, расстояние и резко ввел истребитель в вираж. Гироскопический автопилот V-1 не смог справиться с внезапными возмущениями, вызванными потоком воздуха от реактивного истребителя и, потеряв управление, самолёт-снаряд рухнул на землю. Это был первый случай применения тактики «tip and run», в дальнейшем регулярно использовавшиеся пилотами «Метеоров» в борьбе с V-1. Вопреки распространённому мнению, «Метеоры» никогда не касались законцовкой крыла (tip) V-1, поскольку это было чревато повреждением самолёта или даже его потерей вместе с пилотом. Они использовали возмущения от воздушной струи, эффективно действовавшей против V-1 в случае отказа бортового оружия.

Буквально через минуту после успеха Дина, V-1 был сбит пушечным огнем. Флайт-офицер Роджер обнаружил самолёт-снаряд над Тонбриджем и дал залп из всех четырех пушек. На этот раз оружие не подвело и V-1 рухнул в сельской местности. За последующую неделю было сбито ещё два V-1, так как пилоты постепенно набирались опыта в борьбе с малоразмерными целями. В общем итоге «Метеоры» тем или иным способом уничтожили тринадцать летающих бомб - небольшая цифра, которая помогла значительно поднять дух войскам и мирному населению.

Эти победы привели к тому, что Министерству авиации уже не удавалось оставить в тайне существование нового самолёта, слухи о котором пошли по Великобритании. Кроме того, в заголовках новостей стали появляться сообщения об использовании Люфтваффе реактивных истребителей - Мессершмитт Me 262, появление которого на несколько лет задержалось из-за недальновидности самого фюрера, начал поступать на вооружение строевых частей.

Казалось, что этот факт должен привести к отправке «Метеоров» «за Канал» и первым схваткам между реактивными истребителями. Но высшее командование RAF пошло на попятную и выпустило приказ, запрещающий использовать «Метеоры» над занятой противником территорией. Это мотивировалось тем, что секретный самолёт может попасть в руки немцев. Вскоре Люфтваффе применило ещё одно секретное оружие - ракетный истребитель Me 163. По неожиданному запросу ВВС США (при тихой поддержке британского Бомбардировочного командования) 616-ю эскадрилью на короткое время перебросили в Дебден, чтобы позволить экипажам бомбардировщиков отработать тактику защиты от новой угрозы - реактивных истребителей.

                                                                                                                                                                                                              
Характеристики самолетов «Meteor»
F.Mk. I F. Mk.III
Экипаж, чел. 1
Геометрия
Длина самолета, м 12.57
Высота самолета, м 3.96
Размах крыла, м 13.11
Площадь крыла, м² 34.74
Массы
Масса, кг пустого 3692 4771
взлетная 6257 6559
Силовая установка
Rolls-Royce 2 х ТРД W.2B/23C Welland 2 x ТРД W.2B/37 Derwent I
Тяга, кгс 2 х 772 2 х 908
Лётные данные
Max скорость на высоте 3050 м, км/час 675 837
Практическая дальность, км 2000 2160
Время подъема на высоту 9,150 м 15 мин
Практический потолок, м 12190 13400
Вооружение
20-мм пушки 4 4

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Английские военные самолеты Второй мировой войныя" /Под ред. Даниэля Дж. Марча/
  • "Война в воздухе" /№ 120/