Hempden HP 52. Конструкция самолета.
Для своего времени «Хэмпден» имел довольно необычную конструкцию с очень узким и высоким фюзеляжем, на хвостовой балке которого располагалось двухкилевое оперение. Необычным было и технологическое членение планера, позволявшее собирать его из отдельных подсборок, поставляемых различными субподрядчиками. Фюзеляж, например, состоял из двух частей, начинявшихся тягами систем управления, электропроводкой и трубопроводами гидросистемы ещё до окончательной сборки.
Хотя фюзеляж большого удлинения давал определенные преимущества с точки зрения аэродинамики, имелась и обратная сторона медали, связанная с размещением экипажа. В случае ранения или смерти пилота штурман-бомбардир, рабочее место которого находилось в носовой части, практически не имел шансов помочь своему коллеге или заменить его из-за тесноты фюзеляжа. Крыло «Хэмпдена» имело трапециевидную в плане форму и резко сужалось к законцовкам. Оно имело мощную посадочную механизацию в виде автоматических предкрылков, занимавших почти половину размаха передней кромки, и разрезные посадочные щитки на задней кромке. Это позволяло при максимальной скорости 426,48 км/ч сохранить посадочную скорость на уровне 117 км/ч. Крыло имело цельнометаллическую конструкцию с одним главным лонжероном. Щитки выпускались при помощи гидравлики. Элероны и рули высоты имели металлический каркас с полотняной обшивкой. Впервые на своих самолетах Хэндли-Пейдж применила убирающееся шасси. В крыле размещалось шесть топливных баков общей вместимостью 2970 л, что обеспечивало машине дальность полета 2678 км с бомбовой нагрузкой 907 кг.
Из-за своей довольно необычной формы «Хэмпден» вскоре обзавелся рядом прозвищ: «Летающий головастик», «Ручка от сковородки» и «Летающий чемодан».
Модель |
Кол-во |
Серийные номера |
Примечание |
НР 52 |
1 |
К4240 |
Hardley Page built prototype to B9/32 |
HP52 «Хэмпден» |
500 |
L4032-L4211, P1145-P1189, P1194-P1230, P1233-P1261, P1265-P1305, P1309-P1356, P4285-P4324, P4335-P4384, P4389-P4418 |
Построены фирмой Хэндли-Пейдж, поставлены 8/38-7/41 |
HP52 «Хэмпден» |
770 |
P2062-P2100, P2110-P2145, X2893-X2922, X2959-X3008, X3021-X3030, X3047-X3066, X3047-X3066, X3115-X3154, AD719-AD768, AD782-AD806, AD824-AD873, AD895-AD988, AE115-AE159, AE184-AE203, AE218-AE267, AE268-AE320, AE352-AE401, AE418-AE442, AT172-AT196, AT216-AT260 |
Построены фирмой Инглиш Электрик в Престоне, поставлены 3/40-3/42 |
НР 52 «Хэмпден» |
160 |
P5298-P5337 (Квебек), Р5338-Р5346, Р5386-Р5400, Р5421-Р5436 (Онтарио), AJ988-AJ999, AN100-AN167 (Квебек) |
Построены консорциумом канадских фирм Canadian Associatied Aircraft Ltd. Поставлены 9/40-3/42 |
НР 52 «Хирфорд» |
150 |
L6002-L6101, N9055-N9081, N9084-N9106 После постройки 70 самолетов переделаны в «Хэмпдены» |
Построены фирмой Short & Harland Ltd Белфаст |
НР 53 |
1 |
L7271 |
Строился по заказу правительства Швеции. Был поставлен в Белфаст 16.7.37 для переделки в прототип «Хирфорд». Шведам был передан серийный «Хэмпден» |
В число «Хирфордов» переделанных в «Хэмпдены» входили следующие самолеты: L6011, L6018, L6019, L6020, L6049, L6055, L6069, L6076, L6085, L6089, L6090, L6096. N9062. N9064. N9065, N9070, N9089, N9086, N9090, N9096. N9101, N9105, N9106. В общей сложности, с учетом конвертированных «Хирфордов», было выпущено 1430 «Хэмпденов».
Источники
- "Hempden " /Война в воздухе № 147/
|