Соединение было укомплектовано «Ланкастерами», специально приспособленными для подвески сверхтяжелых бомб весом 12 000 фунтов (5450 кг). Внешне они отличались от стандартных углубленным «пузатым» бомбоотсеком и отсутствием верхней турели.
С 6 часов утра 12 сентября английские самолеты начали садиться на аэродромы архангельского узла. По различным причинам 10 бомбардировщиков совершили вынужденные посадки в Онеге, Беломорске, Кегострове, Молотовске (Северодвинске) и просто в тундре, и 7 из них были повреждены.
15 сентября 27 «Ланкастеров» отбомбились по «Тирпицу» (правда, тот все равно остался на плаву) и уже с 16 по 28 число того же месяца все исправные машины вернулись на свои базы в Великобритании.
На советской земле осталось 6 поврежденных «Ланкастеров», 4 из них были исследованы на предмет восстановления, и 2 наименее поврежденных доставили в Кегостров. Там в мастерских ВВС Беломорской военной флотилии под руководством главного инженера Кирьянова занялись их ремонтом и переделкой: вооружение сняли, нос заменили и пр.
Одна из машин, с номером «01», досталась 16-му транспортному отряду (трао), где эксплуатировалась с конца января 1945 г. Командиром самолета был В. Ш. Евдокимов, штурманом — В. Я. Андреев. Авиаотряд, хотя и назывался транспортным, использовался главным образом для сопровождения конвоев, ледовой разведки, патрулирования. И «Ланкастер», имея большую дальность, также вылетал по таким заданиям. В августе 1945 г. эту машину направили на Тихий океан, но в Красноярске она застряла из-за нехватки горючего. Пока ждали бензин, война с Японией кончилась.
Летом 1946 г. этот «Ланкастер» перегнали в Ригу, в авиатехническое училище, как наглядное пособие. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Второй восстановленный «Ланкастер», с номером «02», попал в 70-й отдельный транспортный полк (отрап) ВВС Северного флота. Командиром этой машины был И. И. Дубенец. После расформирования 16-го трао в 1946 г. оба самолета недолго находились вместе а 70-м мотрап. «02» после войны разбили при посадке на аэродроме в Измайлове, в Москве. Бомбардировщик выкатился за пределы летного поля, подломал шасси и изуродовал носовую часть. Восстанавливать еще раз его не стали.
Источники
- "Мир авиации" /Владимир Котельников/
|