Авиация Второй мировой

Home    English

S.8 Calcutta

Транспортная летающая лодка

Short

Short Calcutta

Транспортная летающая лодка S.8 Calcutta, производства авиакомпании Short Brothers, первый полет 14 февраля 1928 года.

Конструкция. Трёхмоторная летающая лодка-биплан классической схемы смешанной конструкции. Фюзеляж - цельнометаллический с работающей обшивкой. В носовой части открытая кабина для двух пилотов. Позади неё пассажирский салон на 15 человек с плетёными креслами. За ним багажный отсек.

Крыло - бипланная коробка, установленная на хребте фюзеляжа. Каркас металлический Крылья прямоугольные с закруглёнными законцовками.

Силовая установка - три двигателя Bristol Jupiter XIF - 540 л.с. / 397 кВт, 9-ти цилиндровые звездообразные, воздушного охлаждения; размещены в гондолах на стойках между крыльями, винты четырёхлопастные.

Всего было построено 7 самолетов, снят с эксплуатации в 1939 г.


S.8 Calcutta
Экипаж 2
Геометрия
Длина самолета, м 20,36
Высота самолета, м 7,24
Размах крыла, м 28,36
Площадь крыла, м² 169,77
Массы, кг
пустого 5730
нормальная взлетная, кг 10216
максимальная взлетная, кг 15600
Силовая установка
3 × ПД Bristol Jupiter XIF, мощностью, л.с. 3 × 560
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 190
Крейсерская скорость, км/ч 156
Практический потолок, м 3800
Практическая дальность, км 1050
Полезная нагрузка
Пассажиров 15

В январе 1932 "Калькутты" уступили место на Восточной магистрали новым шортовским машинам, а сами перешли на Африканскую магистраль Александрия - Кейптаун. Они обслуживали первую её часть - из Александрии в Хартум и далее вдоль Нила и его притоков в порт Кисуму (Кения) на озере Виктория. В процессе эксплуатации авиакомпания сократила число промежуточных дозаправок. Цель - ускорить доставку пассажиров и почты по назначению. Теперь самолёты нередко садились с почти пустыми баками. Добром это не кончилось. В ночь под новый 1936 год у самолёта G-AASJ топливо закончилось, когда до Александрии оставались считанные километры. Рухнувшая машина похоронила 14 человек. Лишь один пилот выжил. После этого случая авиалайнеры служили на Африканской магистрали недолго. В 1937 два оставшихся самолёта (G-EBVG в январе 1937 был безвозвратно повреждён) передали компании Air Service Training Ltd. Там учились летать будущие пилоты Imperial Airways. В качестве "летающих парт" Short S.8 использовались до полного списания в 1939.

В 1929 году Short S.8 Calcutta (бортовой номер F- AIJB) был поставлен во Францию. В сентябре 1929 он прошёл серию испытаний, по результатам которых фирма Breguet в 1931 разработала самолет Breguet 521 Brizerte, очень похожий на Short S.8. Затем на его базе французы создали авиалайнер Breguet 530 Saigon, перевозящий 20 пассажиров.

Источники

  • Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945 /Владимир Котельников./
  • Английские военные самолеты Второй мировой войны. /Под ред. Дж. Марча./
Short S8 Calcutta in flight