Авиация Второй мировой

Home    English

A.33

Патрульная летающая лодка

Saunders-Roe

Saro A.33

Патрульная летающая лодка A.33 разрабатывалась на замену летающим лодкам-бипланам, находившимся в эксплуатации. Мощная силовая установка состояла из четырех 830-сильных девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Bristol Perseus XII, установленных на передней кромке крыла на равных расстояниях друг от друга. Двигатели вращали трехлопастные воздушные винты изменяемого шага. Однолонжеронное крыло-парасоль размахом 28,96 м было, возможно, одним из крупнейших когда-либо построенных, воспринимало изгибающие нагрузки непосредственно через лонжерон, а крутящие через пирамидальную систему растяжек. Крыло обтягивалось полотном, хотя этот метод к концу 1930-х годов был уже устаревшим. Две большие N-образные стойки соединяли крыло и спонсоны, расположенные по бортам фюзеляжа. Спонсоны, длиной 6,1 м содержали топливные баки и имели небольшое отрицательное поперечное V.

Цельнометаллический двухреданный корпус A.33 был прекрасной обтекаемой конструкцией, длиной 22,86 м. Закрытая пилотская кабина, подобно кабине гидросамолета A.27 London с расположенными бок-о-бок сиденьями, была со всех сторон остеклена и, располагаясь с превышением, обеспечивала пилотам отличный обзор.

A.33 должен был использовать мощное (для своего времени) оборонительное вооружение. 7,7-мм пулеметы Browning должны были быть установлены в носовой и хвостовой башенных установках. Однако, хвостовая башенная установка была заделана сразу после начала испытательных полетов.

В самолете было предусмотрено размещение семи членов экипажа: пилота, второго пилота, бортинженера, радиста и трех стрелков. В пространстве позади кабины под центропланом находились спальные места и место для приготовления пищи. В соответствии со стандартной практикой тех лет передняя башня могла отодвигаться назад для облегчения причаливания.

Хвостовое оперение состояло из обычного трапециевидного стабилизатора с отдельными рулями высоты и одним большим килем и рулем направления.


A.33
Экипаж 7
Геометрия
Длина самолета, м 22,87
Высота самолета, м 6,92
Размах крыла, м 28,96
Площадь крыльев, м² 110,93
Массы, кг
пустого 14320
нормальная взлетная, кг 18864
Силовая установка
4 × ПД радиальных Bristol Perseus XII, мощностью, л. с. 4 × 830
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 322
Крейсерская скорость, км/ч 280
Практический потолок, м 4353
Вооружение
3 × 7,7-мм пулемета Vickers, бомб, кг 909

Рулежные испытания прототипа A.33, получившего номер K4773, начались 10 октября 1938 года в Ист-Каусе (East Cowes) и продолжались вплоть до 12 октября, пока не была выявлена склонность к козлению на высоких скоростях. Тем не менее, никаких изменений сделано не было, было решено, что A.33 должен как можно скорее завершить летные испытания, чтобы получить контракт на серийное производство.

14 октября K4773 совершил свой первый полет, самолетом управлял Фрэнк Кортни (Frank Courtney), который ранее для компании испытывал A.3 Valkyrie. Единственная проблема, с которой столкнулись в воздухе, была в небольшом дрожании хвостового оперения, однако на воде из-за тенденции к козлению и брызгообразованию взлеты оказались сложными. Гидродинамический отдел Saro недоумевал поведением K4773 и Кортни было поручено дать возможность немного развиться козлению, если это поможет помочь наблюдать и изучить этот процесс. Почему на этом этапе не была проведена серия испытаний на моделях - остается загадкой. Вместо этого, с катастрофическими последствиями были продолжены испытания прототипа K4773.

25 октября, во время своего пятого разбега в Соленте (Solent) K4773 двигался на высокой скорости, когда недалеко от Саутгемптона он ударил в следовавший в кильватере паром. Самолет сразу же начал козлить и сделал огромный скачок, при котором произошел срыв потока, машина сорвалась вниз, потеряв управление. При ударе крыло, оказавшись в скрученном положении, было повреждено, свернув вниз двигатели правой консоли. Правая сторона крыла буквально развернулась вокруг лонжерона так, что винт правого внутреннего двигателя попал в корпус лодки и спонсон, пройдя в нескольких дюймах от Генри Ноулера. Хвостовое оперение было повреждено летящими осколками крыла.

Испытания K4773 был прекращены, при этом сам самолет не утонул, поскольку все повреждения оказались выше ватерлинии. Никто из членов экипажа не пострадал. Проведенные испытания были заводскими, до аварии MAEE* не тестировала K4773. Если бы это было сделано раньше, то, возможно, многие конструктивные ошибки были бы обнаружены. К тому же, к этому времени разработка прототипа меньшей летающей лодки S.36 оказалась более успешной. На момент аварии A.33 прототипу S.36 уже было гарантировано серийное производство. С учетом этого программа A.33, на которую уже было затрачено более 80000£, по сравнению с первоначальной заявленной стоимостью разработки в 68000£ была закрыта.

* MAEE - Marine Aircraft Experimental Establishment.

Фото Описание

Схема Saunders-Roe A.33

A.33 K4733 после испытаний

Источники

  • "Все гидросамолеты Второй Мировой" /Андрей Харук/
  • "Saunders and Saro Aircraft Since 1917" /Peter London./
  • "British Flying Boats" /Peter London/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

В 1934 году Генри Ноулер (Henry Knowler) разработал однолонжеронное крыло-парасоль со спонсонами вместо обычных концевых подкрыльевых поплавков. Высокое расположение крыла было выбрано для обеспечения достаточного расстояния от воды, которое крыло-парасоль может предоставить без создания очень глубокого корпуса, ставшего характерной чертой большинства летающих лодок-монопланов. Будучи сравнительно небольшим, корпус Ноулера обладал меньшими сопротивлением и весом, чем глубокий корпус, что обеспечивало увеличение скорости и дальности полета.