![]() |
Авиация Второй мировой |
![]() ![]() |
|
С начала 1944 г. главными задачами «Стирлингов» стали буксировка планеров и транспортные полеты в Транспортном командовании RAF под обозначением Мк IV. Два «Стирлинга» Мк III, использованные как прототипы нового варианта, совершили первый полет в 1943 г. Сохранив двигатели Мк III. вариант Мк IV не имел носовой и верхней турелей и отверстий под пулеметы. Оборудование для буксировки планеров установили в задней части фюзеляжа, но кормовая турель сохранялась. «Стирлинги» эффективно применялись в своей новой роли, и 190-я и 622-я эскадрильи из Файрфорда, и 196-я и 299-я эскадрильи из Кивила буксировали планеры «Хорса» в Нормандию в «день Д», 6 июля 1944 г. «Стирлинги» Мк IV также участвовали в десантной операции в Арнеме, а в марте 1945 г. участвовали в форсировании Рейна. Использовали этот вариант 138-я. 161-я, 171-я. 295-я, 570-я, 620-я и 624-я эскадрильи. Как буксировщик планеров «Стирлинг» Мк IV мог буксировать один «Гамилкар» или две «Хорсы», или до пяти «Хотспаров» в перегоночных полетах или для тренировки. Менее известны операции 138-й и 161-й (специального назначения) эскадрилий, летавших для выполнения специальных операций из Темпсфорда, около Кембриджа. Их задача - поддерживать оружием бойцов Сопротивления в оккупированных странах, а 624-я эскадрилья вела такую же работу в области Средиземноморья, действуя из Блиды в Северной Африке. Общее производство Мк IV составило 450 машин. Последний серийный вариант Мк V, невооруженный транспортный самолет, впервые полетел в Рочестере в августе 1944 г. Он мог перевозить до 40 солдат (или 20 полностью экипированных десантников) или 12 носилок и 14 сидячих раненых. Удлиненная передняя часть могла откидываться на петлях, а в правом борт - задней части фюзеляжа была загрузочная дверь с откидывающейся рампой. Он перевозил два джипа с прицепами или джип с полевой пушкой и снаряжением. Производство «Стирлингов» Мк V велось в Белфасте и закончилось на 160-м самолете в ноябре 1945 г. «Стирлинг» Мк V использовался в 46-й, 48-й, 158-й, 242-й и 299-й эскадрильях до замены на «Йорк» фирмы AVRo. Официальные цифры деятельности «Стирлингов» в RAF показывают, что ими выполнено 18 440 боевых вылетов, сброшено 28 268 тонн бомб и установлено 20 000 мин; потеряно 769 самолетов. Единственный самолет, официально переданный зарубежному заказчику, получил Советский Союз. Один экземпляр "Стирлинга" наши запросили для изучения в 1944-м. Поскольку в Англии самолет уже сходил со сцены, его довольно охотно согласились предоставить. В ноябре 1944-го командование королевских ВВС издало приказ о подборе и подготовке одного "Стирлинга" III для отправки в Россию. Предполагалось, что машина будет готова к перегонке в середине декабря. Самые необходимые запчасти предполагалось перевезти непосредственно в самолете, а кроме этого, морем через север отправляли контейнер со всем необходимым на три месяца эксплуатации. В частности, посылали моторное масло -советское для "Геркулесов" не годилось совсем или требовало добавки импортных присадок. Английскому экипажу предстояло перегнать бомбардировщик в Абадан или Тегеран для сдачи советским летчикам. Для отправки подобрали "Стирлинг" III с номером LK615, принятый ВВС у завода "Остин моторз" в июле 1944-го. Он некоторое время находился в резерве. Так что самолет был почти новым, неизношенным. Тем не менее, подготовка затянулась. Возможно, машину оснащали для полетов в жарком климате. С английской авиабазы Молтон "Стирлинг" улетел только в феврале 1945-го. Спустя два дня, в марте, он прибыл в Шуайбу (Ирак). Там его еще раз проверили и заменили английские опознавательные знаки красными звездами. Экипаж лейтенанта Дж. Уэбера перегнал "Стирлинг" на аэродром Мехрабад под Тегераном, где базировались английские самолеты. Наши попросили англичан перелететь на соседний советский аэродром. А дальше начались неприятности. Сначала обнаружили, что радиостанция неисправна. Затем при рулении повредили хвостовое колесо. И, наконец, на стоянке лопнула покрышка одного из основных колес, при этом сорвало створки одного из крыльевых бомболюков. Принять "Стирлинг" в таком виде советская сторона отказалась и англичане опять погнали его на ремонт в Ирак, только на другую базу. Ремонт шел до 30 апреля, так что официальная приемка самолета произошла только в мае. "Стирлинг" доставили на аэродром ЛИИ НКАП в Кратово. Там на нем летал экипаж Г.М. Шиянова. Как бомбардировщик английский самолет уже не представлял никакой ценности. Машину признали устаревшей, а ее данные - низкими. Наших специалистов более интересовали отдельные конструктивные и технологические приемы британских самолетостроителей. Когда испытания завершились, встал вопрос: что делать с самолетом. Но претендент нашелся - Управление полярной авиации Главсевморпути (УПА ГУСМП). Авиапарк полярной авиации за годы войны изрядно подсократился и устарел. После окончания боевых действий туда влилось много трофейной техники, к ней добавился и "Стирлинг". Английский самолет поступил в Московскую авиагруппу УПА весной 1946-го. Группа тогда базировалась на аэродроме Захарково в Химках. В мае на "Стирлинге" (в наших документах его называли и "Стирлинг", и "Шерлинг", и просто "Шорт") совершили несколько ознакомительных полетов (всего налетали 2 ч. 40 мин.). Машина получила номер "СССР Н-415". Однако самолет однозначно оценивался как устаревший, а его применимость к эксплуатации в Арктике вызывала большие сомнения. Тем не менее, на 1947-й запланировали доработку "Стирлинга" на заводе в Красноярске. Но реально самолет туда не поступал. Он продолжал находиться в Захарково, причем в воздух не поднимался. С апреля он числился неисправным. Машину не восстанавливали и между октябрем и декабрем 1947-го списали. Так что "наш" "Стирлинг" ненамного пережил своих английских собратьев. Командировка в ТегеранС интересом прочел у Вас на сайте статью о Стирлинге на основе материалов Котельникова и Корнилова. Хотелось бы ее чуток дополнить - дело в том, что в составе экипажа, принимавшего самолет в г. Тегеране и перегонявшего его в Москву, состоял мой дед, Лисачев Иван Тимофеевич. Материалов, подтверждающих данную информацию, сохранилось мало, но они есть. 1. 14 апреля 2006 года в газете "Донбасс" № 70 (21169), была статья В. Вовенко, вскользь упоминающая об этом эпизоде. Оригинала у меня, к сожалению, нет, из интернета статья удалена, есть только машинописный текст... Олег Лисачев Курс на Берлин Известие о падении Берлина гвардии майор Иван Лисачев встретил далеко от фронта - в Тегеране. Сюда, к черту на кулички, как считал и он сам, и члены его экипажа, они прилетели еще месяц назад, в начале апреля. Лучшему экипажу 25-го гвардейского авиаполка дальней авиации было поручено принять от англичан тяжелый бомбардировщик "Стирлинг" III и перегнать его в Подмосковье, на аэродром Кратово. Но командировка неожиданно затянулась, и явно не по их вине. "Чтобы не бомбить никогда..." Этот самолет - единственный, переданный официально правительством Великобритании зарубежному заказчику - наши запросили для изучения еще в 1944-м. От аналогичных советских Пе-8 он отличался увеличенной бомбовой нагрузкой - до 6350 кг - и дальностью полета - до 4830 км, да еще количеством членов экипажа - семь против одиннадцати. Хотя был более уязвим в воздухе от истребителей противника (немало "Стирлингов" они сбили во время налетов на Германию). Впрочем, в Англии он уже отработал свое, поэтому там охотно согласились предоставить Советам устаревший бомбардировщик. Самолет очень долго готовили, потом наконец, аж в феврале 1945-го, машина под номером LK615 улетела с английской авиабазы Молтон и спустя два дня приземлилась на аэродроме Шуайба в Ираке. Там ее еще раз проверили, вместо английских опознавательных знаков на крылья и фюзеляж нанесли красные звезды, и экипаж лейтенанта Дж. Уэбера перегнал "Стирлинг" на аэродром Мехрамабад под Тегераном, где его уже ожидали советские летчики. Но неприятности начались практически сразу же: отказы техники следовали один за другим. - Нет, братья-союзники, так мы не договаривались! - в сердцах бросил гвардии майор. - Сделайте-ка вы все, как следует, потом и подпишем. Он возмущался не столько медлительностью англичан, сколько тем, что сейчас, когда его боевые друзья наносят удары по Германии, вынужден сидеть в душном Тегеране и ждать с моря погоды. А гнать заведомый брак совесть не позволяла. Впрочем, британцы и сами понимали: самолет не готов, поэтому согласились, и тот же лейтенант Дж. Уэбер полетел на нем снова в Ирак. Ремонт затянулся до 30 апреля, так что приняли "Стирлинг" они только 2 мая - аккурат когда завершилась Берлинская операция. Об этом экипаж узнал по радио в советском посольстве. Радость, эмоции перехлестывали через край. Лисачева снова и снова просили рассказать, как он впервые бомбил Берлин в августе 1941-го, как уцелел в том аду. Ведь из стартовавших тогда одиннадцати тяжелых бомбардировщиков Пе-8 их полка домой вернулись только пять, в том числе и его, а также капитанов Асямова и Макаренко, старшего лейтенанта Чурилина и лейтенанта Бидного. Даже командир дивизии Герой Советского Союза Михаил Водопьянов, отбомбившись по вражеской столице, не смог дотянуть на израненной машине до линии фронта, посадил ее на лес на северном берегу Чудского озера и оттуда выбирался к своим. В экипаже Асямова был и его земляк борттехник Федя Масюк из Красноармейского района, а с майором Угрюмовым, который тоже сел на вынужденную, но уже на своей территории, летал краматорчанин Андрей Зубрицкий. Сколько потом рейдов по дальним и ближним тылам противника совершил с ними Лисачев - на Кенигсберг и Данциг, Плоешти и Варшаву, Будапешт и Тильзит, бомбил вражеские войска под Сталинградом и Орлом, на Курской дуге и в Сталино! А за тот, первый в истории полка, налет на вражескую столицу в ночь с 10 на 11 августа 1941-го Верховный Главнокомандующий объявил благодарность комбригу М.В. Водопьянову, командирам кораблей В.Д. Бидному, С.А. Асямову, А.А. Курбану, И.Т.Лисачеву, М.М. Угрюмову, штурманам С.М. Романову и А.П. Штепенко, воентехникам А.К.Зубрицкому и Ф.Д.Масюку, другим членам экипажей. Вскоре все они получили ордена Красного Знамени - Родина достойно оценила подвиг летчиков. - Знаете, о чем я тогда, в 41-м, мечтал? - закончив свой рассказ, неожиданно разоткровенничался Иван Тимофеевич перед дипломатами и представителями военной миссии в Иране. - Хотел любой ценой выжить в этой войне и сбросить свою последнюю бомбу - на Берлин, чтобы уже никогда больше не бомбить. Жаль, не удалось, но наши ребята, думаю, за меня это сделали. Ну, а тот злополучный "Стирлинг" пятого мая они все же доставили на аэродром летно-испытательного института в Подмосковье. 2. Командировочное предписание деда, копию высылаю.
ПодробноИсточники![]()
![]() |