Авиация Второй мировой

Home    English

Swordfish

Торпедоносец

Fairey

Fairey Swordfish Mk.I № V4646, 841 NAS-RNAS, FAA,* Middle Wallop, 1943

Fairey Swordfish Mk.I № V4646, 841 NAS-RNAS, FAA,* Middle Wallop, 1943 г. © Richard Vernon

«Swordfish» Mk.I, первый полет 17.04.1934, представлял собой двухстоечный биплан с металлической силовой конструкцией и полотняной обшивкой, за исключением некоторых панелей из легких сплавов в передней части фюзеляжа. Для компактного размещения на авианосце крылья самолета складывались. В фюзеляже располагались две открытые кабины: для пилота (передняя) и одного или двух членов экипажа (задняя). Самолет имел стандартное шасси с хвостовым колесом (которое могло заменяться поплавками), традиционное подкосно-расчалочное хвостовое оперение и силовую установку в виде звездообразного двигателя Bristol «Pegasus IIIM» мощностью 690 л.с. Более поздние экземпляры Mk.II оснащались двигателями «Pegasus XXX».

«Swordfish» Mk.II поступил на вооружение в 1943 году. Он отличался усиленным нижнее крылом с металлической обшивкой для обеспечения подвески и пуска реактивных снарядов.

«Swordfish» Mk.III, между основными стойками шасси внутри обтекателя была установлена антенна бортовой РЛС для обнаружения надводных целей.

«Swordfish» Mk.IV, несколько машин с закрытой кабиной, вооруженный ракетами и минами.

Боевое применение. В начале Второй мировой войны ВМС имели в своем составе 13 боевых эскадрилий этих самолетов, и 12 из них базировались на борту авианосцев «Ark Royal», «Courageous», «Eagle», «Furious» и «Glorious». 11 апреля вооруженный торпедой «Swordfish», поднявшись с борта авианосца «Furious», во время первой же боевой операции доказал свою огромную ценность. Спустя два дня «Swordfish» из эскадрильи, базировавшейся на авианосце «Warspite», потопил подводную лодку U-64 – первую, записанную на счет авиации ВМС. До конца 1940 года самолеты «Swordfish» участвовали в различных операциях под руководством командования береговой авиации Королевских ВВС. Они устанавливали минные поля и совершали налеты на оккупированные немцами порты в проливе Ла-Манш. Их экипаж состоял из двух человек, а в задней кабине располагались дополнительные топливные баки. В 1940 году состоялся самый большой триумф торпедоносцев «Swordfish» в ходе памятной атаки на итальянскую флотилию в бухте Таранто. В результате воздушной разведки было обнаружено, что в бухте стоят на якорях шесть линкоров, крейсеры сопровождения и эсминцы. Ночью 11.11.1940 21 самолет «Swordfish» двумя волнами с часовым интервалом атаковал флотилию. Хотя первые доклады сообщали об успехе операции в целом, необходимо было провести воздушную разведку для прояснения картины. Такой полет состоялся на следующий день и показал, что итальянским ВМС был нанесен сокрушительный урон: три линкора были сильно повреждены, причем два из них находились в затопленном состоянии, крейсер и два эсминца получили прямые попадания, а два вспомогательных судна были потоплены. В течение часа соотношение военно-морских сил в Средиземном море необратимо изменилось. Последние значительные торпедные атаки, осуществленные этими самолетами, состоялись в 1942 году, когда была предпринята тщетная попытка предотвратить проход через Ла-Манш в восточном направлении немецких линкоров «Scharnhorst» и «Gneisenau», сопровождаемых тяжелым крейсером «Prinz Eugen». Тогда в качестве последней надежды шесть торпедоносцев «Swordfish» из 825 эскадрильи под командованием лейтенанта Эсмонда совершили торпедную атаку, после которой уцелел только один самолет и чудом удалось спасти пятерых из 18 членов экипажей. Впоследствии все они были награждены.

Дальнейшие модификации самолета, вооруженный ракетами и минами, «Swordfish» Mk.II, III, IV достиг почти невероятного успеха в противолодочных операциях. В сентябре 1944 года «Swordfish» с борта эскортного авианосца английских ВМС «Windex» потопил четыре подводные лодки в одном вылете.

Эскадрильи передней линии: 810, 811, 812, 813, 814, 815, 816, 818, 819, 820, 821, 822, 823, 824, 824, 825, 826, 828, 829, 830, 833, 834, 835, 836, 837, 838, 840, 841, 842, 860, 886

Эскадрильи второй линии: 700, 701,702,703, 705, 707, 710, 722, 726, 727, 728, 730, 73, 733, 735, 737, 739, 740, 741, 742, 743, 744, 745, 747, 753, 754, 756, 759, 763, 764, 765, 766, 767, 768, 769, 770, 771, 772, 773, 774, 775, 776, 777, 778, 779, 780, 781, 782, 783, 785, 786, 787, 788, 789, 791, 794, 796, 797, 1700

Серийное производство самолетов завершилось в 1944 году. К тому времени компания Fairey построила 692, а компания Blackburn – 1699 самолетов.

* - NAS - Navy Air Squadron - эскадрилья ВМС;
RNAS - Royal Navy Air School - Королевской школы авиации ВМС;
FAA - Fleet Air Arms - авиация ВМС


Характеристики Swordfish Mk.I
Экипаж, чел 3
Размеры.
Размах крыла, м 13,87
Площадь крыла, м2 56,39
Длина самолета, м 11,07
Двигатель.
Pegasus IIIM3 690 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 2361
Максимальная взлетная, кг 4200
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 1448 м, км/час 224
Время набора высоты 1525 м 10 мин
Практический потолок, м 3260
Радиус с торпедой, км 879
Вооружение
Два 7.7-мм пулемета, торпеда, кг 731

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/
Swordfish landing on Bismark