Typhoon
Истребитель
Hawker
Hawker Typhoon IB из No 486 Squadron RAF, 27 октября 1943 г.
Тайфун (от кит. тай фын — большой ветер, англ. - typhoon), в дополнение к урагану (hurricane) и буре (tempest) - еще один вариант английской "плохой погоды".
В соответствии со спецификацией F.18/37 Сидней Кэмм приступил к проектированию самолета Тайфун в 1937 г., зная, что Министерство авиации вскоре будет искать замену Харрикейну. Было построено два опытных самолета: тот, что имел двигатель Валтур, в конечном счете стал известен под названием "Торнадо", а вариант, оснащенный двигателем "Сейбр", был обозначен как "Тайфун". Независимо от проблем с двигателем, 24 февраля 1940г. во время первого полета Тайфуна обнаружились проблемы с конструкцией.
Опытный самолет имел крыло с 12 пулеметами и в серийном варианте, совершив свой первый полет 27 мая 1941 г., был обозначен как Тайфун Mk IA. Все серийные экземпляры (3330 машин) были построены компанией Gloster Aircraft Company. Второй опытный самолет, совершивший свой первый полет 3 мая 1941 г., имел крыло с четырьмя пушками калибра 20 мм и в серийном производстве получил обозначение Тайфун Mk IВ. Первые серийные самолеты были поставлены в ВВС Великобритании в сентябре 1941г.
Однако эксплуатация "Тайфуна" вскоре привела к росту числа аварий и катастроф, причем это не ограничивалось только строевыми частями, летчики-испытатели тоже гибли в катастрофах, что вынудило Министерство авиации снять самолет с эксплуатации. К счастью, компания Хоукер все-же обнаружила, что причиной всему явилось усталостное разрушение задней части фюзеляжа и смогла произвести полную замену хвостового оперения и проверку всех самолетов. Однако устранение этих дефектов не явилось концом "детских болезней" самолета - продолжались дефекты с управлением самолета и неполадками двигателя. К тому же самолет имел малую скороподъемность и плохие летные данные на высоте.
К концу 1942 года все дефекты двигателя и планера были устранены. Тайфун имел и сильную сторону - высокую скорость на малой высоте. Это преимущество впервые эффективно было использовано в ноябре 1941 г., когда 609-я эскадрилья уничтожила четыре самолета Фокке-Вульф 190. К концу 1942 г., оснащенный усовершенствованным двигателем Сэйбр IIA, вооруженный четырьмя пушками калибра 20 мм и подкрыльными бомбодержателями, Тайфун стал замечательным истребителем-бомбардировщиком. Эскадрильи, располагавшиеся по всей Франции, а также в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге, очень удачно работали по немецким коммуникациям.
В конце 1943 г. самолеты были оборудованы установками реактивных снарядов и эффективно действовали против судов береговой охраны Германии; они продолжали дневные и ночные налеты, внеся таким образом большой вклад в успешную высадку союзных войск в Нормандии. На последних этапах войны самолет Тайфун почти не подвергся изменениям, кроме установки более мощных двигателей Сэйбр IIB и IIC. Среди вариантов были: единственный ночной истребитель Тайфун NF.Mk IB и небольшое число тактических разведчиков Тайфун FR.Mk IB.
|