Авиация Второй мировой

Home    English

Техническое описание

Hawker Typhoon

Одноместный истребитель «Тайфун» - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной.

Фюзеляж состоял из трёх частей - передней, задней и хвостовой. Передняя часть имела в основе ферму из труб, к которой спереди крепилась моторама. Поверх фермы шёл лёгкий набор из профилей, закрытый съёмными панелями из алюминиевого сплава. Задняя часть - типа полумонокок с несущей обшивкой. Основу её каркаса составляли 11 шпангоутов и набор стрингеров. Основные шпангоуты - коробчатые, промежуточные - Z-образные. Хвостовая часть фюзеляжа - тоже полумонокок, выполненный зацело с килем.

Конструкция фюзеляжа «Тайфуна»

Конструкция фюзеляжа «Тайфуна»

Компоновка фюзеляжа - классическая: спереди размещался двигатель с тянущим винтом, под ним - радиаторы. За мотоотсеком стояла трёхслойная противопожарная перегородка, в которой между двумя листами алюминиевого сплава находился слой асбеста. За перегородкой располагались маслобак и пилотская кабина.

Кабина полностью закрывалась фонарём. На ранних сериях фонарь состоял из козырька, боковых дверец и верхней части. Сзади его контуры продолжал металлический гаргрот, в котором по бокам имелись два окна для обзора назад. Позже гаргрот заменили ещё одной секцией остекления. Переднее стекло козырька -двойное: спереди - бронестекло толщиной 38 мм, за ним - 4,8-мм пулестойкое стекло. В промежуток между ними подавался сухой тёплый воздух. Для защиты от обмерзания бронестекло могло омываться смесью воды и этиленгликоля. Бачок с этой жидкостью ёмкостью 2,3 л крепился у купола ниши уборки правого колеса. Подача смеси осуществлялась ручным насосом. На козырьке сверху крепилось зеркало обзора назад.

Дверцы открывались, как у автомобиля. Их стёкла могли подниматься и опускаться. Пилот попадал в кабину через правую дверцу, предварительно откинув на левый борт верхнюю часть. В аварийной ситуации можно было полностью сбросить обе дверцы и верхнюю секцию фонаря. У поздних серий «Тайфуна» дверцы ликвидировали; вся задняя часть фонаря, отформованная целиком, отодвигалась назад по направляющим.

Пилот сидел в кресле, изготовленном из лёгких сплавов. Оно имело чашку под парашют и мягкую спинку. Предусматривалась регулировка сиденья по высоте. При капотировании голову лётчика защищал пилон из двух труб, соединённых с первым шпангоутом задней части фюзеляжа. За спинкой кресла пилота размещалось радиооборудование.

Задняя часть фюзеляжа - пустая, через неё проходили тяги и тросы управления.

Хвостовая часть фюзеляжа крепилась к задней по внутренней стыковой накладке. В низ хвостовой части убиралось костыльное колесо.

Киль имел три вертикальных лонжерона и шесть горизонтальных нервюр. Первый лонжерон - штампованный, два других собраны из полок и стенок с облегчениями. Обшивка всей хвостовой части, включая киль, - дюралюминиевая.


Конструкция крыла «Тайфуна»

Конструкция крыла; 1 - основной бензобак, 2 - крыло в передней кромке

Крыло «Тайфуна» в плане - трапециевидное, с округлыми законцовками. Корневые его части до точек крепления стоек шасси имели небольшое отрицательное V (- 1° 11') при горизонтальной нижней поверхности, а внешние части приподняты на 5° 30'. Профиль крыла довольно толстый: у корня - NACA 2219, у концов - NACA 2213.

Консоли крыла присоединялись к ферме передней части фюзеляжа болтами. Конструкция их - двухлонжеронная. До точек крепления шасси лонжероны ферменные, из профилей; далее стенка сплошная, с отверстиями для облегчения. В отсеке вооружения за первым лонжероном стоял третий, вспомогательный. Нервюры имели полки из профилей и сплошные стенки, обычно с отверстиями для облегчения. Нервюра собиралась из трех частей: носка, средней (между лонжеронами) и хвостовой. От фюзеляжа до стоек шасси носок отсутствовал (на этом месте находился передний бензобак). У некоторых нервюр в местах расположения основных бензобаков, ниш шасси и отсеков вооружения не было средних частей. Края этих отсеков для компенсации имели усиленные стенки. Расположение нервюр у самолётов модификаций 1А и 1B несколько отличалось из-за разного размещения вооружения. Продольный набор крыла был усилен стрингерами из профилей, на которых лежала несущая обшивка из алюминиевого сплава.

Законцовки - отъёмные, конструкция их - как у внешних частей крыла.

На задней кромке крыла находились элероны и щитки. Цельнометаллические элероны с весовой балансировкой имели обшивку из магниевого сплава. На обоих элеронах устанавливались флеттнеры, отгибаемые на земле. Щитки из алюминиевого сплава состояли из четырёх секций, соединённых шарнирами, и приводились в действие гидроцилиндрами.

Под крылом слева размещалась обогреваемая трубка ПВД на стойке, справа под зализом имелась выдвижная ступенька, облегчавшая подъём на крыло.

Стабилизатор - двухлонжеронный, со штампованными нервюрами и несущей обшивкой из алюминиевого сплава. Стыки стабилизатора с фюзеляжем были прикрыты зализами. Подобные зализы монтировались у мест соединения фюзеляжа и крыла.

Рули имели сходный по конструкции каркас из алюминиевого сплава, но рули высоты обшивались металлом, а руль направления обтягивался полотном. Все они оснащались триммерами.

Шасси «Тайфуна» выполнялось по традиционной для тех лет трёхопорной схеме с хвостовым колесом. Основные опоры - одностоечного типа, с масляно-пневматическими амортизаторами «Виккерс». Колёса - из магниевого сплава, типа Данлоп АН 80093 или Палмер № 834 под резину размерами 850x275 мм, оснащались пневматическими тормозами фирмы «Данлоп». Рычаг управления тормозами размещался на ручке управления. После его включения лётчик мог пользоваться тормозами левого и правого колёс дифференцированно, работая педалями.

Хвостовое колесо - свободно ориентирующееся, снабжалось масляно-пневматическим амортизатором «Даути». Оно изготовлялось фирмой «Данлоп» и монтировалось на стойке «Данлоп-Экта».

Основная стойка шасси «Тайфуна»

Основная стойка шасси в убранном (слева) и выпущенном (справа) положении:
1 - боковой ломающийся подкос в сложенном положении; 2 — ограничивающая втулка и контргайка; 3 - передний лонжерон крыла; 4 - педаль аварийного открывания замков шасси; 5 - запертый замок убранного положения шасси; 6 - тяга замка выпущенного положения шасси; 7 - амортизационная стойка; 8 - ушко; 9 - боковой ломающийся подкос в расправленном положении; 10- усиленная нервюра; 11 - усиленная нервюра с фермой шасси; 12- деревянный брусок; 13- гидроцилиндр; 14- открытый замок убранного положения шасси; 15-тяга замка выпущенного положения шасси в выпрямленном состоянии; 16 - рычаг ломающегося подкоса; 17 - вспомогательная пружина

В полёте все колёса шасси убирались гидроприводом. Рукоятка управления шасси размещалась в кабине слева от лётчика. Основные опоры складывались вдоль размаха крыла по направлению к оси самолёта и закрывались щитками, прикреплёнными к стойкам. Хвостовое колесо убиралось вперёд по полёту в нишу в фюзеляже. В обоих положениях, убранном и выпущенном, шасси запиралось замками. О положении колёс лётчик оповещался световой и звуковой сигнализацией, а также механическими указателями.

В аварийной ситуации для выпуска-уборки шасси лётчик мог использовать ручную гидропомпу. При полном отказе гидросистемы производилось открытие замков - и колёса выходили из ниш под собственным весом.

На «Тайфуне» устанавливался 24-цилиндровый Н-образный (с горизонтальным расположением цилиндров) двигатель жидкостного охлаждения Нэпир «Сейбр» II максимальной мощностью 2200 л.с. Он имел редуктор и двухскоростной приводной нагнетатель. Мотор весом 1070 кг монтировался на раме из труб. Выхлоп осуществлялся в патрубки, общие для двух рядов цилиндров одного борта. Запуск двигателя - пиротехническим стартером «Коффман».

При пожаре автоматически срабатывал огнетушитель, его можно было также включить нажатием кнопки на приборной доске.

Мотор охлаждался смесью «гликоль» (70% воды и 30% этиленгликоля). Латунный расширительный бачок кольцевой формы охватывал носок двигателя. Комбинированный радиатор «Серк» располагался под мотором в обтекателе. В центре овального жидкостного радиатора был вмонтирован круглый масляный. Тёплым воздухом, отбиравшимся из канала за радиатором, обогревались кабина лётчика и отсек вооружения; тот же воздух подавался в пространство между двумя стёклами козырька. Поток охлаждающего воздуха регулировался створкой на выходе из канала, управляемой гидроприводом. Возможно было также управление заслонкой вручную.

Первоначально на самолёте стоял трёхлопастный винт-автомат DH 55/2 диаметром 4,27 м с лопастями, изготовленными из алюминиевого сплава; втулка имела гидроуправление шагом. Позже его заменили аналогичным четырёхлопастным пропеллером. На втулку был надет кок оживальной формы.

Топливо (бензин с октановым числом 100) заливалось в четыре протестированных бака, склёпанных из листов лёгкого сплава. Баки располагались в корневой части крыла, по два с каждой стороны. Два бака ёмкостью по 180 л размещались в отсеке между лонжеронами, два по 168 л - в носке крыла так, что обшивка бака являлась и обшивкой носка. Нормальная заправка - 700 л.

Истребитель мог нести на бомбодержателях два дополнительных жестяных бака по 205 л. Эти баки имели сигарообразную форму и после опустошения сбрасывались. Общий нормальный запас топлива с учётом подвесных баков составлял 1110 л.

Маслобак, тоже клёпанный из лёгкого сплава, ёмкостью 72 л крепился в фюзеляже за противопожарной перегородкой сверху, как раз перед козырьком пилотской кабины.

Управление самолётом осуществлялось ручкой и педалями по смешанной схеме: частично - тягами, частично - тросами.

Истребитель оснащался радиостанцией TR 9D или TR113ЗА, располагавшейся за спинкой кресла пилота. Первая работала с антенной, тросик которой натягивался между радиомачтой и килем, второй - со штыревой антенной. Дополнительно на самолёте монтировался радиокомплект слепой посадки R 3003, размещавшийся там же.

Сжатый воздух для работы пневмосистемы подавался компрессором «Хейвуд», установленным на моторе.

Давление в гидросистеме поддерживал насос, приводившийся от двигателя. При необходимости пилот мог использовать аварийную помпу в кабине.

Самолёт имел электрическую сеть постоянного тока с напряжением 24 В. Она запитывалась от генератора, приводимого от двигателя, и двух аккумуляторов (по 12 В). На ранних сериях устанавливался генератор типа Н (500 Вт), позднее - типа КХ (1500 Вт). Аккумуляторы находились в гнезде за противопожарной перегородкой с правого борта.

«Тайфун» нёс аэронавигационные и кодовые огни, имел освещение кабины, подсветку приборной доски и прицела. Две фары размещались в передней кромке внешних частей крыла. Предусматривался поворот фар вверх-вниз с помощью рычага с тросовым механизмом. Но одновременно можно было включать только одну фару. В дополнение к этому на ранних сериях рядом с радиостанцией ставили пусковую трубу для парашютной ракеты.

Для полётов на высоте пилот пользовался кислородной системой, состоявшей из баллонов, редуктора, дыхательного автомата и маски. Два баллона (на поздних сериях обтянутые стальной сеткой) лежали за передним лонжероном.

Пилота защищали стальные бронеплита (спереди) и спинка (сзади). На некоторых сериях, кроме бронестекла спереди, монтировалось второе сзади, под прозрачным обтекателем. Если заднее бронестекло отсутствовало, то спинка выполнялась с заголовником.

Отсек вооружения модификации IB

Отсек вооружения модификации IB, ближняя к фюзеляжу пушка условно не показана

Вооружение размещалось во внешних частях крыла. У истребителей модификации 1A оно складывалось из 12 пулемётов «Браунинг» калибра 7,69 мм. Панель, закрывавшая стволы спереди, выполнялась съёмной. Пулемёты питались патронами из разъёмной металлической ленты. Патронные ящики в каждом крыле стояли группами по три. Ящики переднего ряда вмещали по 460 патронов, заднего - по 500. Стреляные гильзы и звенья сбрасывались вниз через окна в нижней поверхности крыла. Специальные дефлекторы не давали им попасть по подвешенным под крылом бомбам, бакам или ракетам.

«Тайфун» IB вооружался четырьмя 20-мм пушками «Испано». Их длинные стволы, закрытые обтекателями, выступали из передней кромки крыла. Питались пушки из разъёмной ленты, уложенной в ящики, расположенные с внешней стороны от казённой части. У ближних к фюзеляжу пушек боезапас - 143 патрона, у дальних - 145. Гильзы и звенья выбрасывались наружу.

Управление огнём - электропневматическое, кнопка спуска находилась на ручке управления самолётом. Перезарядка оружия была возможна только на земле. Коллиматорный прицел типа GM 2 Mk.II монтировался в кабине за стеклом козырька. Перед прицелом на раме крепилась предохранительная мягкая подушка. Результаты стрельбы могли контролироваться с помощью фотокинопулемёта G-42 или G-45. Его сначала монтировали в левой консоли, затем перенесли в туннель радиатора с правой стороны. При стрельбе фотокинопулемёт включался автоматически, но можно было задействовать его и отдельно, специальным переключателем.

Под крылом имелись два бомбодержателя, рассчитанных на подвеску бомб весом 113 кг, 227 кг и 454 кг. Кнопка сбрасывателя находилась на верхней части сектора газа. Вместо бомб можно было монтировать направляющие под неуправляемые ракеты. Самолёт нёс в общей сложности восемь ракет с боеголовками весом по 11 кг (бронебойными) или по 27 кг (фугасными).

В комплектацию машины входили аптечка и ракетница, вместе с ракетами уложенная по правому борту кабины.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники"
  • "Истребитель Хокер - "Тайфун"" /В.Р. Котельников/