Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Hawker Hurricane Mk.I Hurricane Mk.II Hurricane Mk.IV Sea Hurricane Typhoon Tempest Mk.V Tempest Mk.VI Tempest Mk.II Фото и схемы Боевое применение Hurricane В СССР Hurricane Hurricane Hurricane Mk.II Pilot`s Notes Hurricane Mk.II

Боевое применение.

Hawker Typhoon

К оснащению новыми истребителями строевых частей ВВС приступили, лишь частично исправив основные недостатки. Самой первой стала 56-я эскадрилья, базировавшаяся на аэродроме Даксфорд; ею командовал П. Хэнке. Ранее она летала на «харрикейнах». Поступление машин началось с 11 сентября 1941 г., последний «Тайфун» из 16 прибыл в начале октября.

Из-за спешки военного времени испытания и освоение новой техники строевыми лётчиками шли практически одновременно. Поэтому вдоволь хлебнули и аварий, и катастроф. Лётчики угорали в кабинах, выпрыгивали с парашютом из разваливающихся в воздухе самолётов. Первая катастрофа в 56-й эскадрилье произошла ещё на стадии переподготовки. 1 ноября 1941 г. разбился летчик Дж. Дек. Расследование показало, что он потерял сознание, надышавшись угарным газом. После этого приказали левые двери заблокировать и загерметизировать. Через некоторое время дополнительно уплотнили противопожарную перегородку и удлинили выхлопные патрубки. Пока вели эти работы, истребители месяц стояли на земле; полёты возобновили только в декабре.

В начале 1942 г. приступили к перевооружению «тайфунами» второй эскадрильи, 266-й (родезийской). Ей пришлось сдать любимые «спитфайры», что отнюдь не прибавило популярности новой материальной части. Эта эскадрилья также дислоцировалась в Даксфорде. Её личному составу было немного легче, поскольку можно было воспользоваться опытом пилотов и механиков 56-й.

Первоначально поступали машины только с пулемётами, с апреля 1942 г. их стали заменять «тайфунами» с пушечным вооружением. В том же месяце дошла очередь до третьей части, специально переведенной в Даксфорд. Это была 609-я эскадрилья, также ранее летавшая на «спитфайрах». Ей достались последние истребители типа IA. Все три эскадрильи свели в одно крыло (полк).

При прохождении курса боевой подготовки опять понесли потери. Два «тайфуна» 56-й эскадрильи были перехвачены и сбиты «спитфайрами» как вражеские самолёты неопознанного типа. Интересно, что в обоих эпизодах «тайфуны» в этот момент сами преследовали группы машин настоящего противника. Немалой была и аварийность. Всего за несколько дней вышли из строя восемь истребителей. В целом из первых сданных Королевским ВВС 142 «тайфунов» 135 попали в аварии различной тяжести!

С июля 1942 г. начали формировать второе крыло «тайфунов». В него вошли 1-я (аэродром Аклингтон), 257-я (Хай-Эрколл) и 486-я (Уиттеринг) эскадрильи. Все они ранее летали на «харрикейнах».

Это крыло достигло боеготовности в сентябре.

На первых порах новые истребители использовали для патрулирования днём на направлениях возможного появления немецких бомбардировщиков. 9 августа 1942 г. два «тайфуна» из 266-й эскадрильи перехватили и сбили над Северным морем двухмоторный Ju 88.

Первой крупной операцией, в которой приняли участие «тайфуны», стала авиационная поддержка высадки британского диверсионного десанта в Дьеппе, начавшейся 19 августа 1942 г. В ней задействовали все три эскадрильи из Даксфорда. «Тайфуны» использовали для патрулирования над районом высадки. Новые самолёты считались строго секретными и ни в коем случае не должны были попасть в руки противника. Пилотам отдали приказ: при получении серьёзных повреждений направить машину в сторону моря и прыгать с парашютом. Крыло выполнило три боевых вылета, в первом из них имел место воздушный бой. Английские лётчики объявили о двух победах, но лишь как о «вероятных». Противник это не подтвердил. Общий результат оказался неутешительным: на самом деле группа не сбила ни одного «немца», зато потеряла два своих самолёта - один уничтожили «фокке-вульфы», а другой по ошибке сбили канадские «спитфайры».

18 сентября 1942 г. оба крыла «тайфунов» расформировали, а эскадрильи разбросали по различным площадкам. Чуть раньше приступили к перевооружению «тайфунами» двух эскадрилий -181-й и 182-й, в ноябре - декабре к ним добавились ещё пять. К подготовке их лётного и технического состава подошли тщательнее, чем раньше. «Хокер» направила в эти части в качестве инструкторов своих испытателей, заводские бригады компаний «Хокер» и «Глостер» работали на авиабазах вместе с механиками ВВС. Штат наземного состава пришлось значительно увеличить. Количество самолётов в эскадрильях - тоже, добавив 50% резерва.

Лётчики подозрительно относились к тяжеловесному, не очень надёжному, хотя и быстроходному «Тайфуну». Этот истребитель по своим характеристикам разительно отличался от «спитфайров» и «харрикейнов», на которых они летали раньше и к которым тянулись всей душой. Став командиром 609-й эскадрильи, бывший лётчик-испытатель Р. Бьюмонт потребовал даже перевести её на любую базу, где нет «спитфайров». Получив такое разрешение, он начал отрабатывать тактику, соответствовавшую возможностям «Тайфуна». Именно Бьюмонт первым пришёл к мысли, что самолёт, малопригодный на роль перехватчика, для которой он исходно предназначался, вполне подойдет для ударов по наземным целям на передовой.

К этому времени английская авиация вышла из стадии обороны и развёртывала наступательные действия в небе над Западной Европой. Среди различных видов боевых операций план «Рубарб» («Ревень») предусматривал дневные и ночные атаки мелкими группами истребителей транспортных коммуникаций немцев. Обладавший мощным вооружением, «Тайфун» должен был заменить ранее применявшиеся для этих целей «харрикейны». Для этого 609-ю эскадрилью подключили к налётам на Северную Францию. 17 ноября 1942 г. небольшая группа «тайфунов», которую вёл Бьюмонт, впервые вылетела на охоту. В районе Абвиля она нашла поезд и обстреляла его. На следующую ночь Бьюмонт совершил подобный рейд в одиночку.

В то время как 609-ю эскадрилью специально готовили к действиям ночью, 56-я приступила к штурмовым операциям днём. Первый вылет состоялся против аэродрома во Флиссингене, где базировались немецкие истребители. Эффект был не столько материальным, сколько моральным: немцы почувствовали уязвимость своих передовых площадок и стали отводить технику глубже в тыл.

В полётах над Европой имели место воздушные бои. Они были куда успешнее, чем раньше. За декабрь пилоты 486-й и 609-й эскадрилий, по английским данным, сбили четыре Bf 109, четыре FW 190A и два Do 217; потери составили всего один «Тайфун».

В начале 1943 г. в Королевских ВВС насчитывалось 14 эскадрилий, вооружённых «тайфунами». Их распределили между четырьмя боевыми группами: в 10-ю входили четыре эскадрильи, в 11-ю-две, в 12-ю - шесть (три из которых считались находящимися на отдыхе и пополнении), в 13-ю -две. Каждой из них определили свою зону ответственности, чтобы противостоять рейдам истребителей-бомбардировщиков FW 190A с французского побережья.

Обычно «тайфунами» использовалась тактика патрулирования парами или мелкими группами на малой высоте (менее 100 м), ведь «фокке-вульфы», прячась от береговых радиолокаторов, шли к целям у самой воды. На подходе к побережью их засекали с наблюдательных постов, запускавших сигнальные ракеты, чтобы привлечь внимание патруля. Эта система оказалась простой, но надёжной, хотя эффективно работала только днём. Если противника обнаруживала РЛС, то дежурную пару наводили по радио.

Летать на «Тайфуне» так низко было смертельно опасно. Моторы «Сейбр», как уже говорилось, надёжностью не отличались. При отказе двигателя в полёте у воды катастрофа была неминуема, особенно если учесть сложность аварийного открывания кабины.

На малых высотах, до 3000 м, «Тайфун» превосходил FW 190A в скорости. У самой воды он выигрывал примерно 150 км/ч. Но выше, особенно после 6000 м, все его преимущества сходили на нет. Тем не менее, на счету 609-й эскадрильи появились 22 вражеских самолёта. Однако у других частей результаты оказались не в пример хуже. Так, 486-я эскадрилья заявила об уничтожении всего семи вражеских машин. Если учесть, что, по традиции, часть побед приписали, то счёт получался не очень хорошим. К марту 1943 г. стало окончательно ясно, что перехватчик из «Тайфуна» никудышный, и «Спитфайр» IX может выполнять ту же боевую работу, и даже гораздо лучше. Опять встал вопрос - а нужен ли «Тайфун»?

Однако эксперименты Бьюмонта сочли успешными, и эскадрилья за эскадрильей постепенно переходили на удары по наземным целям. В начале 1943 г. полётам на французский берег отчасти мешала погода, но с наступлением весны активность резко возросла. Летали днём и изредка - ночью. Число самолётов в группе варьировалось в зависимости от размеров и важности цели. Четыре скорострельных пушки «Тайфуна» решетили паровозные котлы, разносили в клочья грузовики, топили небольшие суда, катера и баржи на реках и в море. Время от времени истребители штурмовали береговые батареи и позиции зенитчиков.

Бомбовое вооружение впервые применили в боях в конце 1942 г. лётчики 181-й и 182-й эскадрилий, за которыми весной 1943 г. последовали ещё три - 3-я, 175-я и 183-я. Обычно истребители-бомбардировщики сопровождались «тайфунами», не несшими бомб. Разница в скорости между ними была минимальной, и самолётам не составляло труда держаться в общем строю. На суше целями являлись мосты, аэродромы, железнодорожные узлы. Например, первым бомбовым ударам подверглись немецкие аэродромы в Фуа и Абвиле. Велась постоянная охота за всеми видами транспорта - автомобилями, поездами, речными судами.

Немцы создали на побережье мощную систему ПВО, насыщенную зенитной артиллерией разных калибров. На малых высотах, до 2000 м, англичан встречал огонь батарей пушек малого калибра, а если подняться повыше - попадёшь под обстрел знаменитых 88-миллиметровок. Поэтому пилоты «тайфунов» преодолевали опасный рубеж на предельно малой высоте и максимальной скорости. Если приходилось бомбить хорошо защищенный объект, наносили стремительный удар и так же быстро удирали. Бомбометание обычно осуществлялось с пологого пикирования. Работали парами или четвёрками, построенными крыло к крылу. В таком же строю маневрировали, уклоняясь от огня зенитчиков.

В течение 1943 г. эскадрильи одна за другой проходили через ремонтные базы, получая бомбодержатели; с начала осени на некоторых машинах вместо них устанавливали направляющие для ракет. Лётчиков тренировали в обращении с новым оружием.

Первоначально части, наносившие удары по наземным целям, действовали самостоятельно, перемещаясь с одной базы на другую по мере необходимости. В июле 1943 г. концепцию изменили, чтобы иметь возможность при необходимости действовать большими силами. Сформировали два постоянных крыла, 121-е и 124-е, по три эскадрильи в каждом.

Ракеты в первый раз применили 25 октября 1943 г. Шесть самолётов с ракетами атаковали электростанцию в Каене. Был подготовлен сложный план с целью «раздергать» ПВО противника. 174-я эскадрилья должна была сбросить с пикирования бомбы на железнодорожное депо, 245-я -прикрывать её сверху. Двум эскадрильям, 175-й и 182-й, поставили задачу отвлечь на себя зенитчиков и истребители, выполнив ложный заход. 247-й поручалось подавить батареи возле электростанции. И, наконец, упомянутая выше шестёрка собственно и наносила основной удар. На бумаге всё выглядело отлично, но на практике эскадрильи вышли к цели в разное время, и на шесть «тайфунов» накинулись немецкие истребители. Три из них были сбиты, один лётчик погиб.

13 ноября 1943 г. приступили к формированию 2-х тактических ВВС (воздушной армии), которым предстояло поддерживать будущее наступление британских войск в Европе. В них включили шесть эскадрилий (два крыла) «тайфунов», ещё дюжина осталась в составе Истребительного командования. Оба крыла вошли в 83-ю группу.

К этому времени степень надёжности мотора «Сейбр» удалось существенно повысить, что положительно сказалось на боеспособности вооружённых «тайфунами» частей. К ним добавились новые. Эти самолеты получили ещё четыре английских и три канадских эскадрильи. Из последних сформировали 143-е крыло. В других частях потрёпанную технику старались заменить на только что прибывшую с заводов. Самолёты более раннего выпуска проходили капитальный ремонт и модернизацию, после чего направлялись в учебные подразделения.

С декабря 1943 г. «тайфуны» привлекли к ударам по пусковым установкам самолётов-снарядов (крылатых ракет) V-1.

Их поражали с пикирования бомбами по 227 кг. Часть установок удалось надолго вывести из строя, но и защищавшие их зенитчики сбили немало английских истребителей.

С марта 1944 г. стали поступать новые самолёты «Темпест». Этот истребитель был создан под руководством того же Сиднея Кэмма. Конструкция машины во многом опиралась на опыт, полученный при работе над «Тайфуном», оснащалась она тем же мотором «Сейбр». На «темпесты» перевооружили несколько эскадрилий, но «Тайфун» до конца войны оставался существенно более многочисленным.

Весной 1944 г. британским ВВС поставили задачу по возможности парализовать движение на северном побережье Франции. За месяц из строя выводилось до 130 паровозов. Одна 609-я эскадрилья в первые месяцы года подбила около 100 локомотивов, потеряв только два истребителя.

Применялась тактика атак небольшими группами и даже одиночными самолётами. Они подходили к цели на большой скорости и малой высоте, что затрудняло действия ПВО противника.

Кроме рейдов над Францией, Бельгией и Голландией, «тайфуны» активно использовали в операции «Ченнел-стоп» - попытке подавить судоходство противника у берегов Ла-Манша. Они топили торговые суда, минные заградители, тральщики, торпедные катера и буксиры.

Летом 1944 г. для обеспечения высадки союзников в Нормандии были привлечены 22 эскадрильи «тайфунов». Помимо англичан, на этих самолётах летали канадцы и новозеландцы. За несколько дней до начала операции «тайфуны» расстреляли немецкие радиолокационные станции на побережье, «ослепив» противника. Так, 2 июня они уничтожили РЛС в Дьеппе, через три дня группа из 26 самолётов вывела из строя станцию в Жобуре. Ударам истребителей-бомбардировщиков подверглись также береговые батареи. Расстроенная транспортная система не позволила немцам вовремя перебросить подкрепления к местам высадки.

Далее функции «тайфунов» разделились. Часть из них по системе «Кэб рэнк» обеспечивала непосредственную поддержку наступающих сил. Обычно истребители патрулировали вблизи поля боя на высоте около 3000 м. По командам авианаводчика на передовой они атаковали бронетехнику, позиции артиллерии, доты и дзоты. Попасть ракетой точно по танку или доту было практически невозможно, но ракетный залп на время ошеломлял противника, чем могли воспользоваться солдаты на земле. «Тайфун» оказался очень живуч и выдерживал многочисленные боевые повреждения, хотя и не обладал достаточно мощной бронезащитой.

18 августа 197-я эскадрилья получила приказ подавить тяжёлое орудие немцев, с большого расстояния обстреливавшее один из районов выгрузки войск. Оно было смонтировано на специальной железнодорожной платформе. По ночам пушка стреляла, а днём пряталась в туннеле. Сначала планировали тяжёлыми бомбами обрушить свод туннеля, завалив орудие вместе с расчётом. Однако после обсуждения признали это нереальным. Решили атаковать с малой высоты бомбами по 454 кг с взрывателями замедленного действия. По четыре самолёта должны были атаковать с каждой стороны туннеля вдоль колеи, «всадив» бомбы в портал. Двумя отобранными группами лётчиков командовали А. Смит и Дж. Болдуин. Первая четвёрка Смита выполнила свою задачу успешно, вход в туннель с выделенной ей стороны был завален. После этого его «тайфуны» поддержали атаку группы Болдуина, обстреляв позиции немецких зенитчиков. Бомбы легли точно в цель, и противник лишился своего самого мощного орудия. Машина Болдуина была повреждена, но дотянула до своего аэродрома.

Другая часть эскадрилий, вооружённых «тайфунами», занималась привычной охотой на транспортные средства немцев, парализуя перевозки в прифронтовой зоне. Самолёты гонялись за каждой автомашиной, не жалея снарядов. Пары и одиночные истребители патрулировали железные и шоссейные дороги, обстреливая всё, что движется. Особенно важной, хотя и нелёгкой целью, являлись мотоциклисты: в условиях глушения радиостанций и разрушения системы проводной связи авиацией, диверсантами и партизанами посыльные оставались для противника единственным надёжным способом передачи приказов.

Постепенно «тайфуны» заменялись истребителями новых типов, но, в сущности, до конца боевых действий в Европе оставались основными самолётами непосредственной поддержки британских войск. Большую роль сыграли они в боях у «Фалезского мешка». Десять эскадрилий штурмовали колонны немцев, пытавшихся вырваться из окружения по узкому проходу. Авиация противника практически им не противодействовала - в воздухе господствовали союзники. По английским данным, «тайфуны» уничтожили 175 танков (по другим источникам - 135). За ними числятся и другие заслуги. 24 октября 1944 г. они разрушили здание штаба 15-й армии немцев в Дордрехте. Удар наносило 146-е крыло из пяти эскадрилий. Налётом командовал Д. Джиллиэм. Самолёты шли на цель тремя волнами. Под руинами дома погибли два генерала и свыше 70 офицеров.

Правда, и самим «тайфунам» порой доставалось изрядно. 1 января 1945 г. лётчики Люфтваффе сделали противнику новогодний «подарок»: массированному удару подверглись все прифронтовые аэродромы. За один день англичане потеряли около 160 «тайфунов», из них 141 - на аэродроме в Эйндховене, где немцы накрыли два крыла истребителей, готовившихся к взлёту. Успели подняться в воздух лишь четыре машины, которые уцелели. Правда, из пострадавших только 19 самолётов оказались уничтожены полностью, остальные - в той или иной степени повреждены. Однако к этому моменту у Королевских ВВС накопились такие резервы, что все потери были возмещены за два дня. На третьи сутки эскадрильи были опять готовы к бою.

С конца 1944 г. на фронте стали применять ближние разведчики типа FR.IB. По паре таких машин выделяли каждой эскадрилье истребителей-бомбардировщиков. Обычно они «высматривали» цели для последующего удара групп самолётов.

При форсировании Рейна в марте 1945 г. «тайфуны» использовали как самолёты непосредственной поддержки, работающие по вызову с земли, и для подавления зенитных батарей немцев. Последняя функция, довольно опасная, была связана с существенными потерями.

В течение 1945 г. «тайфуны» продолжали сменяться «темпестами», но ко дню победы над Германией их оставалось ещё немало. Под самый занавес, 3 мая 1945 г., «тайфуны» пушками и ракетами потопили немецкий океанский лайнер «Кап Аркона» и грузовые суда «Атенс» и «Тильбек». «Атенс» затонул почти сразу, «Кап Аркона» перевернулся, а «Тильбек» продержался 45 минут и тоже затонул. К несчастью, их трюмы были забиты заключёнными концлагерей, и корабли охранения не спасали, а расстреливали тонущих. То же самое делали солдаты с берега. В холодной воде погибли многие другие, находившиеся на этих судах.

В ходе войны в Европе «тайфуны» израсходовали более 200 000 ракет, сбросили на врага сотни тонн бомб, расстреляли множество патронов. Они уничтожили немало поездов, танков и автомобилей и сбили около сотни немецких самолётов. Последним из них стала летающая лодка BV 138, которую 3 мая 1945 г. атаковали сразу 12 истребителей 193-й эскадрильи.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники"
  • "Истребитель Хокер - "Тайфун"" /В.Р. Котельников/

©AirPages
2003-