Авиация Второй мировой

Home    Поиск на сайте

Wellesley

Бомбардировщик

Vickers

Wellesley

Как и многие другие удачные самолеты, «Уэллсли» (Wellesley) фирмы «Виккерс» (Vickers-Armstrongs Limited) начал свою жизнь как частная разработка. Отличительной особенностью самолета было использование геодезической конструкции, предложенной Барни Уоллесом, обеспечивающей максимум прочности при минимуме веса. Применение конструкций из легких сплавов дополнительно снижало вес самолета. Крыло большого удлинения (девять) позволяло получить высокое аэродинамическое качество и большую дальность полета.

Первоначально «Уэллсли» имел стандартную для того времени схему. Появившись в соответствии с заданием G.4/31 на многоцелевой биплан, свой первый полет совершил 16 августа 1934 г., а менее чем через год, 19 июля 1935 г. взлетел моноплан - частная разработка компании, построенный по тому же заданию. Сравнение летных характеристик двух самолетов показало превосходство моноплана, и предыдущий заказ на 150 бипланов изменили на 96 монопланов, получивших название «Уэллсли».

Первый серийный самолет по новой спецификации 22/35 полетел в Брукланде 30 января 1937 г., и его направили в RAF 18 марта для испытаний в А&АЕЕ Мартлешам-Хит. Второй «Уэллсли» передали в 76-ю эскадрилью в Финингли для эксплуатационных испытаний, и это подразделение первым перевели на новые самолеты. Серийные заказы следовали и далее и всего построили 176 «Уэллсли». Следующими эскадрильями Соединенного Королевства, получившими эти самолеты, были 35-я, 77-я, 148-я и 207-я, а также более 100 самолетов использовались на заморских территориях в 14-й, 45-й, 47-й и 223-й эскадрильях в Адене, Асмаре, Восточной Африке, Египте, Найроби, Судане и Трансиордании.

В 1938 г. за 48 ч два «Уэллсли» из группы дальних полетов RAF совершили полет с установлением мирового рекорда дальности 11 526 км. Их маршрут пролегал из Исмаилии (Египет) на Дарвин (Австралия). Третий самолет преодолел Купанг, но в связи повышенным расходом топлива экипаж был вынужден сесть на дозаправку, после чего завершил полет в Дарвине. Это был абсолютный мировой рекорд дальности полета, который держался до 1945г.

«Уэллсли» Mk I имел два отдельных фонаря для двух кабин, «Уэллсли» Mk II получил удлиненный фонарь. Новыми особенностями стали очень большой размах крыла и подкрыльевая подвеска бомб до 454 кг каждая. Он мог также нести две 113,5-кг глубинные бомбы, и «Уэллсли» использовался для противолодочного патрулирования 47-й эскадрильей, действовавшей из Египта.

К началу Второй мировой войны на вооружении оставалось около 100 самолетов «Уэллсли», на смену пришли «Хэмпдены», «Уитли» и «Веллингтоны», а на заморских территориях с 1941 по 1944 г. его заменили «Бленхейм», «Бьюфорт» и «Мериленд». Известными событиями времен войны стали бомбежки Аддис-Абебы «Уэллсли» 223-й эскадрильи из Перин Айленд в августе 1940 г. и Массаны 14-й эскадрильей из Порт Судана в июне 1940 г., а также разведка кораблей 202-й группой в 1941 г.


Характеристики
Экипаж 2 чел.
Размеры
Размах крыла, м 22,73
Длина самолета, м 11,96
Высота самолета, м 3,76
Площадь крыла, м² 58,53
Силовая установка
1 × ПД Bristol Pegasus XX 950 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 2889
Максимальная взлетная, кг 5035
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 5998м, км/ч 367
Крейсерская скорость, км/ч 303
Практический потолок, м 10058
Практическая дальность, км 1786
Вооружение
2 × 7,69-мм пулеметов, бомб ,кг 907

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/