Авиация Англии во Второй мировой
Статьи
- Люди и самолеты RAF
- Гонка за призраком скорости
- История Lancaster JO-Z
- «Ланкастеры» с красными звездами
- LANCASTER I, III & X PILOT'S AND FLIGHT ENGINEER`S NOTES. April 1945.
- «Харрикейны» на советско-германском фронте
- «Харрикейны» в Советском Союзе
- Летные испытания Харрикейн IIC № КХ-402 с мотором Мерлин XX. НИИ ВВС КА 1943г.
- «Хэмпдены» в Советском Союзе
- «Албемарлы» в СССР
- Спитфайр VB, IX Техническое описание. НКАП 1944, 1945г.г.
- HURRICANE II PILOT'S NOTES. British Air Ministry, September 1943.
- LANCASTER I, III & X PILOT'S AND FLIGHT ENGINEER`S NOTES. April 1945.
- MOSQUITO FB 6 PILOT'S NOTES. British Air Ministry, January 1950.
- WELLINGTON III, X, XI, XII, XIII AND XIV-PILOT'S NOTES. January 1944.
- Эксплуатация "Стирлингов" в RAF
- Рейд в тысячу самолетов. Ralph Barker.
- Королевские ВВС и Армия. Flight December 1940.
- SR.45 Princess - Последний гидросамолет - Saunders-Roe
После того как Королевские ВВС (Royal Air Force - сокращенно RAF) выиграли к началу 1942 года “Битву за Англию”, стало ясно, что при отсутствии соприкосновения с противником на суше единственным для Великобритании средством подавления промышленного потенциала и боевого духа населения Германии осталась бомбардировочная авиация. К этому моменту на ее вооружении состояли преимущественно двухмоторные машины — “Уитли”, “Хэмдэн” и “Веллингтон”. Никаких иллюзий в отношении боевых возможностей этих по большей части устаревших машин командование уже не имело: нанести сколь-нибудь ощутимый урон противнику могли лишь четырехмоторные самолеты, способные транспортировать на большую дальность солидную бомбовую нагрузку и иметь мощное оборонительное вооружение. К счастью для англичан, они озаботились созданием тяжелых бомбардировщиков задолго до войны, в результате в течение 1940—1941 гг. на вооружение поступили три типа самолетов, составивших основу мощи Бомбардировочной авиации на протяжении последних трех лет войны. Новые машины были ответом авиапромышленности на тактико-технические требования, предъявленные в 1936г.
К началу 1944 года “Халифаксы” вместе с “Ланкастерами” составляли подавляющее большинство в Бомбардировочной авиации. Рассказ о “Ланкастере”, ставшем венцом британских тяжелых бомбардировщиков, необходимо начать с другой машины — двухмоторного “Манчестера”.
"Манчестер", детище фирмы “А.В.Роз” и главного конструктора Роя Чедвика, занимает уникальное место среди машин второй мировой войны. Ни один другой двухмоторный самолет не мог соперничать с ним по весу боевой нагрузки (4700 кг бомб): он, безусловно, принадлежал к тяжелым бомбардировщикам. Для того чтобы поднять такой вес, на “Манчестере” использовались двигатели Роллс-Ройс “Валчэр” (1760 л.с.), которые, к сожалению, так и не удалось довести. Именно двигатели оказались ахиллесовой пятой удачного в остальном самолета — их надежность была низкой, а в случае отказа одного из них “Манчестер” имел немного шансов дотянуть до своей базы.
И вот, на основе этого “самого большого разочарования Королевских ВВС” (по выражению одного из высших офицеров), тот же конструктор сумел создать новую машину, “Ланкастер”, заслужившую прямо противоположную репутацию и горячую любовь экипажей.
Когда (еще осенью 1940 года) бесперспективность “Манчестера” стала очевидной, Чедвик предложил, сохранив прежний фюзеляж, увеличить размах крыла и оснастить машину четырьмя надежными двигателями Роллс-Ройс “Мерлин”. Вскоре прототип новой модификации был готов, и 9 января 1941 года пилот-испытатель X. Браун поднял в воздух опытный экземпляр Avro 68.
“Ланкастеры” модификаций Mk.I и Mk.III признаны экспертами в качестве лучших ночных тяжелых бомбардировщиков Второй мировой войны.
Организационная структура ВВС Великобритании
В середине 30-х годов в ходе подготовки военных действий против Германии в Великобритании занялись укреплением системы ПВО, и начало расти производство самолетов. За пять предвоенных лет численность крылатых машин в метрополии возросла к сентябрю 1939 г. с 564 до 1476 самолетов, а численность британских заморских ВВС - с 168 до 435 самолетов.
Организационно британская военная авиация была поделена на две основные службы - Королевские ВВС (Royal Air Forse - RAF) и морские ВВС (Fleet Air Arm - FAA). RAF включали в себя авиацию в метрополии и заморских колониях, в то время как FAA принадлежали самолеты и обслуживающий персонал, базирующиеся в основном на военных кораблях. Естественно, что основная тяжесть военных действий во время Второй мировой войны легла на RAF как на наиболее многочисленную и важную часть британской авиации. В основе структуры RAF лежал принцип разделения и целевого назначения различных родов авиации. Вначале были созданы три главных командования RAF: Бомбардировочное (Bomber Command), Истребительное (Fighter Command) и Прибрежное (Coastal Command). Затем появились Тренировочное командование, Командование технических служб и Командование аэростатов заграждения.
Основной тактической единицей английских ВВС служила эскадрилья, насчитывавшая в предвоенное время 12 одномоторных самолетов или 10 двухмоторных самолетов. К началу «битвы за Британию» все эскадрильи Истребительного командования RAF в метрополии входили в состав трех авиагрупп: 11 -я авиагруппа прикрывала Лондон и юго-восточную Англию, 12-я авиагруппа защищала восточную и центральную части Англии, а 13-я авиагруппа отвечала за Северную Англию и Шотландию. Немного позднее, в июле 1940 года, была создана 10-я авиагруппа, прикрывавшая Юго-Западную Англию. Основной задачей каждой авиагруппы была оборона своей территориальной зоны.
Когда британские истребители в 1941 г. приступили к налетам на побережье Европейского континента, появилась необходимость в более крупных тактических истребительных формированиях. Таким образом, были созданы авиакрылья (Wing), состоявшие преимущественно из трех эскадрилий, базирующихся на одном аэродроме.
Применяемые сокращения
- AF - Air Force - Воздушая армия в ВВС армии США;
- AASF - Advanced Air Striking Force - авиационные ударные силы передового базирования;
- AM -Air Ministry - Министерство Авиации;
- A and AEE - Aircraft and Armament Experimental Establishment - Исследовательский центр самолетов и вооружения;
- B and GS - Bombing and Gunnery School - школа бомбометания и воздушной стрельбы;
- CFS - Central Flying School - Центральная летная авиашкола;
- E and RFTS - Elementary and Reserve Flying Training School - авиашкола первоначальной подготовки и переподготовки резерва;
- FAA - Fleet Air Arms - авиация ВМС;
- FG - Fighter Group - истребительная группа;
- FS - Fighter Squadron - истребительная эскадрилья;
- FW - Fighter Wing - истребительное авиакрыло;
- FC RAF - Fighter Command RAF - Истребительное командование RAF;
- FTS - Flying Training School - авиашкола основной летной подготовки;
- JSSF - Japanese Single Seat Fighter - японский одноместный истpебитель;
- IAF - Indian Air Force - ВВС Индии;
- MU - Maintenance Unit - подразделение технического обслуживания;
- RAE - Royal Aircraft Establishment - Королевский авиационный институт;
- RAAF - Royal Australien Air Force - Королевские ВВС Aвстралии;
- RAF - Royal Air Force - Королевские ВВС Великобритании;
- RAuxAF - Royal Auxiliary Air Force - Королевские Вспомогательные ВВС;
- RCAF - Royal Canadian Air Force - Королевские ВВС Канады;
- RFTS - Reserve Flying Training School - резервная школа летной подготовки;
- RN - Royal Navy - Королевские ВМС Великобритании;
- RHAF - Royal Hellenic Air Force - Королевские ВВС Греции;
- RSAF - Royal Siamese Air Force - Королевские ВВС Сиама;
- Sqn- Squadron - эскадрилья;
- StFl - Station Flight - станционное звено;
- SBAC - Society of British Aircraft Constructors - Общество британских авиа-конструкторов.
- TDU - Torpedo Development Unit - опытовая авиачасть по применению торпед.
- OTU - Operational Training Unit - учебно-боевая авиачасть;
- SAAF - South African Air Force - ВВС Южной Aфрики.
- UAS - University Air Squadron - университетский дивизион.
- USAAF - United States Army Air Force - ВВС армии СШA.
|